Фрифлай: с чего начать?

Что вам приходит на ум при слове «фрифлай»? Свобода в небе? Никаких правил? Подобные интерпретации фрифлая увлекают многих парашютистов.

Однако фрифлай трудно назвать забавой. Это дисциплина высоких скоростей с задачами гораздо сложнее тех, которые нам приходилось выполнять, будучи студентами. Многие опытные фрифлаисты и фрифлай-инструкторы все больше и больше беспокоятся о безопасности прыжков, поскольку они слишком часто становятся свидетелями значительного количества предпосылок и травмоопасных инцидентов с участием спортсменов, не обладающих фундаментальными навыками и осведомленностью, необходимыми для обеспечения безопасности.

В связи с этим следует выделить четыре принципа, на которых основываются все рекомендации по начальному обучению фрифлаю:

  1. Допуск к самостоятельным прыжкам (прохождение AFF и категория А) все еще не является допуском к фрифлай прыжкам.

  2. Для того, чтобы стать умелым и безопасным фрифлаистом, в первую очередь, необходимо иметь опыт групповой акробатики.
  3. Как и в случае прохождения программы АФФ, для обеспечения безопасности и эффективности процесса неотъемлемой частью обучения фрифлаю является квалифицированная тренерская работа.
  4. Аэродинамическая труба позволяет успешно осваивать технику фрифлая, но важно понимать, что налёт в трубе никогда не сможет заменить опыта, полученного при полноценных фрифлайных прыжках.

Прежде чем перейти к советам, касающимся непосредственно тренировок, рассмотрим подробнее понятия рисков фрифлай прыжков.

Риски во фрифлае

Требуется определенное количество навыков и опыта для того, чтобы видеть четкую картину рисков, связанных с фрифлаем.

С уверенностью можно сказать, что это совершенно новый вид спорта для большинства. В новой дисциплине невозможно применить навыки и знания похожего вида спорта. Например, умение играть в футбол никак не улучшит вашу квалификацию в игре в баскетбол. Вот почему качественное обучение студентов и грамотное преподавание более продвинутых навыков очень важны для обеспечения безопасности. Начинающие парашютисты и те, кто переходят на более продвинутый уровень зачастую не способны осознать всю меру своей неопытности. Таким образом, самый большой риск — это игнорирование всяких рисков.

«Знайте, во что ввязываетесь, или спросите совета более опытных спортсменов, прежде чем записываться во взлет» — советует Аарон Несессари, действующий рекордсмен мира в классе большие хэддаун формации.

Большинство рисков во фрифлае возникают из-за более высоких — примерно 250–300 км/ч — скоростей по сравнению с падением на животе (160–180 км/ч). К таким рискам относят:

  1. вероятность нестабильности в позах с большой скоростью падения;
  2. риск потери чувства скорости;
  3. вероятность значительного сноса в связи с боковыми перемещениями (как правило, неконтролируемыми) при освоении сит-флая, что увеличивает риск столкновения с другими группами из того же взлета;

  4. повышенный риск столкновений в свободном падении и высокие скорости подобных схождений;

  5. повышенный риск преждевременного раскрытия.

Скорость предполагает травмоопасность. Чем выше скорость, тем больше шансов встретить в небе кого-либо, падающего на скорости, отличной от вашей, и тем больше вероятность столкновения. Если вы можете контролировать скорость на протяжении всего прыжка при любых положениях тела, вы будете максимально безопасны.

К счастью, вы можете снизить обозначенные риски за счет приобретения правильных базовых навыков и прохождения обучения у профессионалов.

«В парашютном спорте большую роль играет умение справляться с рисками, контролировать и предвидеть их» — считает Билл Хэлсей, многократный мировой рекордсмен в классе большие хэддаун формации и призер чемпионатов vFS.

Ваша первая лицензия — это не допуск к фрифлаю

Перво-наперво стоит отметить, что допуск к самостоятельным прыжкам теоретически позволяет вам выполнять одиночные фрифлай прыжки. Но большинство опытных спортсменов и фрифлай инструкторов сошлись во мнении, что не следует начинать обучение фрифлаю сразу же после прохождения программы АФФ.

В первую очередь — это связано с тем, что в дисциплине фрифлай очень много элементов, которым не учат на курсе АФФ. Мы приходим к новому качеству прыжков и тренерской работы.

Люди часто спрашивают, как много прыжков необходимо иметь, чтобы начать прыгать фрифлай. Однозначного ответа не существует, поскольку способности к обучению и усвоению новых навыков очень индивидуальны. Однако можно с уверенностью сказать, что количество прыжков не столь важно, сколько наличие хороших базовых навыков, опыта и осознанности при работе на низких скоростях.

Пропуская некоторые этапы обучения, вы создаете пробелы в своих способностях и будете очень ограничены в действиях. Уделите время на изучение должным образом каждого этапа, и вы будете безопасным и гораздо более опытным спортсменом. Фрифлай — это возможность летать во всех положениях тела, а не только в самых быстрых позах.

Начните с основ групповой акробатики

Эксперты согласны, что мастерское и сознательное освоение «напузных» навыков является фундаментом для всех техник фрифлая, которые можно назвать своего рода продвинутым приложением к этим основам. Если вы плохо чувствуете свое тело и все еще не можете контролировать направление и высоту на базовом уровне, то не сможете обеспечить должный контроль и при более высоких скоростях. Не обязательно быть профессионалом мирового уровня в групповой акробатике, но основы одинаковы для всех дисциплин: «Уровень. Слот. Захват».

Далее перечислены навыки, которые следует освоить в положении на животе, прежде чем обращать свой взор в сторону фрифлая, т. к. эти знания также применяются во фрифлай формациях:

  • Будьте внимательны во время постановки прыжка.
  • Знайте порядок отделения и линии подходов.
  • Визуализируйте прыжок во время набора высоты.
  • Знайте разницу между обычным снаряжением для прыжков на животе и фрифлай-френдли экипировкой.
  • Выполняйте необходимую проверку системы.
  • Используйте правильную технику отделения (дайвер или флотер) с учетом знаний свойств потока на отделении.
  • Выполняйте спокойные (плавные) и безопасные подходы к формации.
  • Умейте быстро восстанавливаться из нестабильного положения.
  • Умейте хорошо контролировать все движения ногами.
  • Знайте, как подойти в свой слот с захватом или без него.
  • Умейте правильно и безопасно разбегаться.
  • Работайте под куполом и на приземлении безопасно и предсказуемо.

Если вы не способны обеспечить выполнение каждого из этих положений при работе в формациях на животе, нет никакого смысла в попытках начинать прыгать фрифлай. Ведь в случае наличия трудностей с подходом к формации и своему слоту или с разбежкой на животе, увеличение скорости почти в полтора раза в позах сит и хэддаун вовсе не улучшит результат!

Однако напузные навыки — это только часть базовых знаний. Крайне важным требованием всегда является осведомленность и внимательность по отношению к другим участникам как вашей группы, так и всего взлета в небе во время свободного падения и под куполом (во время пилотирования и приземления). Осознанность возрастает с каждым выполненным прыжком. Вы будете шокированы тем, что через 100–500 прыжков станете видеть то, чего не видите сейчас. Определяйте проблемы, пока они еще незначительны (как, например, сильное удаление после отделения) или прежде, чем они произойдут (как, например, остановить одиночного спортсмена, вставшего на отделение слишком рано после предыдущей группы). Больше прыжков — больше осознанности и быстрых решений проблем.

Отметим, что время, которое вы проводите в спорте, укажет на ошибки (ваши или кого-то другого), познакомит с целым рядом различных типов прыжков и обогатит прочим опытом, который сделает вас всесторонне информированным, а значит – безопасным спортсменом.

Николас Лотт, серебряный призер национального чемпионата США в дисциплине vFs: «Каждый раз, когда во время расстановки на отделение на линии стартового осмотра я слышу фразу «соло фрифлай», у меня по коже пробегают мурашки. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда такой соло фрифлаист оказывался очень близко ко мне на уровне либо выше, либо ниже. Был даже случай, когда отделившийся передо мной спортсмен пролетал снизу и мимо меня, открывшись на противоположной стороне, где должна была оказаться следующая за мной группа. Такие обстоятельства с большей вероятностью ведут к фатальному исходу, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы предотвратить их».

Позаботьтесь о хорошей тренировке

После того как вы приобретете достаточный опыт в прыжках на животе (не только с инструкторами!), чтобы начать свою фрифлай карьеру, более эффективным и безопасным (хотя и дорогим), будет прохождение хорошего курса тренировок с инструктором. В конечном итоге, с учетом дальней перспективы, такое обучение выйдет дешевле.

«Если вы решите двигаться дальше самостоятельно, то единственный способ обучения в этом случае — на своих ошибках. Сколько раз вы можете разбивать этот Феррари?» — говорит 12-кратный чемпион Великобритании в дисциплине фрифлай Майк Карпентер.

Инструктор может помочь выявить вещи, которые в конечном счете приводят к плохим привычкам. Если вы научитесь чему-либо некорректно с самого начала, потребуется в два раза больше времени, чтобы переучиться. Прыгая в одиночку, как вы убедитесь в том, что падаете без горизонтальных перемещений? Как поймете, какое положение вашего тела правильное? И как сможете выполнить правильную разбежку и другие перемещения? Вы продвинетесь гораздо дальше за несколько прыжков с инструктором, чем за десяток одиночных попыток освоить технику фрифлая.

В случае попытки самостоятельно научиться элементам фрифлая, скорее всего, картина будет следующей:

  1. В начале вы потратите кучу денег на прыжки.
  2. Сформируете кучу вредных привычек.
  3. Если впоследствии вы попытаетесь прыгнуть с группой, то не сможете к ней подойти.
  4. Вы будете чувствовать себя глупо, т. к. думали, что вы всему научились, выполнив столько прыжков на фрифлай.
  5. В результате вы почувствуете смирение и готовность учиться.
  6. Затем вы найдете инструктора, который исправит всю ситуацию.

Бен Нельсон, многократный национальный и мировой рекордсмен в классе большие хэддаун формации, являющийся также большим поклонником «Звёздных воин», приводит для сравнения сюжет любимого фильма: «В «Звёздных войнах. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» есть эпизод, который очень хорошо характеризует подобную ситуацию. Молодой Люк Скайвокер отправляется в Дагобу, чтобы обучаться у Мастера Йоды. Учитель распознает у Люка плохие привычки и поэтому не уверен в его силах. Йода говорит Люку, что теперь он должен забыть то, что выучил. Безусловно в конечном счете Люк становится одним из самых могущественных джадаев Галактики, но его путь мог бы быть намного проще, и он мог бы стать гораздо более могущественным, если бы начал свой путь с формирования хороших привычек с самого начала».

Прыжки с немного более опытными парашютными друзьями в ущерб тренировкам с инструктором также не являются лучшим вариантом обучения. Хороший инструктор всегда знает, как обучать каждого отдельного спортсмена. Все студенты разные, и к каждому необходим индивидуальный подход. То, что подходит одному, не всегда помогает другому.

Фрифлай тренировки — это очень серьезное продвижение вперед в совершенствовании навыков. Поза восстановления при нестабильном бэкфлае — положение на животе; для сит-флая — это поза бэкфлай; для хэддауна — сит-флай. И только после освоения хэддауна приступайте к полетам под углами.

Тренировки в трубе — только часть обучения

Труба является очень важным инструментом обучения для современных парашютистов. Вы можете усвоить за несколько минут то, на что в небе понадобилась бы сотня прыжков. Но следует отметить, что труба не позволяет развить ориентирование в небе. В трубе вы ограничены ее стенками, тогда как в небе должны контролировать тысячи метров вокруг.

Несмотря на то что трубные тренировки — это наиболее дешевый и безопасный способ обучения фрифлаю, они, однако, не затрагивают такие важные аспекты безопасности, как:

  • отделение;
  • подход к формации;
  • преодоление больших расстояний на подходе при постоянном контроле скорости;
  • чувство высоты;
  • разбежка;
  • наличие парашютной системы за спиной;
  • пилотирование.

Полеты в трубе и в небе имеют много общего, но, будучи первоклассным трубным флаером, вы не становитесь автоматически первоклассным фрифлаистом в небе, и наоборот.

Преследуя свою мечту о фрифлае, помните, что все обозначенные аспекты безопасности и базовых навыков откроют кратчайший путь к мастерству.

Принимайте правильные решения, чтобы обеспечить безопасность себе и окружающим. Быть разумно предусмотрительным, внимательным и аккуратным при выполнении прыжков — это снова в тренде.

взято здесь
Источник parachutistonline.com
Перевод  Екатерина Северенкова
Автор: Christy West