Особые случаи /Д-1-5У/

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ И ДЕЙСТВИЯ ПАРАШЮТИСТА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ ПРИ ПРЫЖКАХ С ПАРАШЮТОМ Д-1-5У.  (запасной парашют з-5)


ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Особыми случаями в парашютном спорте называются нештатные ситуации при выполнении прыжка, угрожающие жизни и здоровью парашютиста.

При прыжках на “круглой ” парашютной технике основными т.е. наиболее вероятными особыми случаями являются:

1. Зацепление парашютиста за летательный аппарат (самолёт, вертолёт) элементами парашютной   системы.

2. Отказ купола – т.е. несрабатывание парашюта при открытии. Отказы купола подразделяются на полный и частичный. Полный отказ подразумевает  полное отсутствие купола при попытке введения его в работу в следствии невыхода его из ранца или чехла (а при прыжках с парашютами типа Д-5.. Д-6., Д-10 из ранца или камеры). Так же полным отказом в равной степени считается ситуация в которой парашютист сам отрезал основной купол от подвесной системы в случае зацепления за воздушное судно (в более редких, для прыжков на круглой технике, случаях  возможна также отцепка или обрезка основного купола при схождениях с другими парашютистами). Частичный отказ подразумевает  ситуацию когда купол входит из ранца в поток но не обеспечивает нужной скорости снижения парашютиста безопасной для его приземления, в виду повреждения. Чаще всего это происходит в случаях перехлеста купола, обрыва строп либо порыва ткани купола более чем в один квадратный метр.

3. Схождение в воздухе –  т.е столкновение в воздухе нескольких парашютистов с последующим отказом работы(гашением) одного или всех  куполов участников данной ситуации.

4. Попадание в восходящий или нисходящий поток – т.е ситуация в которой парашютист находясь под нормально работающим куполом не может  снизится ( в случае попадания в восходящий поток) и его относит в сторону от  подготовленной площадки приземления. Либо наоборот (в случае  попадания в нисходящий поток) снижается с большей скоростью чем это необходимо для безопасного приземления.

5. Приземление на препятствия - т.е. приземление парашютиста на неподготовленную площадку с различными естественными (лес, камни, водоемы) или иными препятствиями (здания, столбы, техника, ЛЭП, жд и авто дороги, ВВП т.п), приземление на которые может закончиться травмами или гибелью парашютиста.


ДЕЙСТВИЯ ПАРАШЮТИСТА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ (парашют д-1-5У способ раскрытия - полное принудительное)

Зацепление за самолет.

В случае если парашютист после отделения, почувствав рывок, поднял голову для осмотра купола и понял что произошло зацепление за воздушное судно он обязан установить визуальный контакт с выпускающим инструктором, то есть найти глазами дверь самолета и увидеть там выпускающего. После того как выпускающий инструктор убедится что парашютист его видит и в состоянии действовать адекватно, парашютисту из самолёта на специальном фале спускают карабин (или "кошку") Получив карабин он должен зацепить его за мягкие элементы своей подвесной системы как правило за плечевые обхваты ближе к грудной перемычке. Запрещается цеплять карабин (кошку) за какие либо металические детали подвесной системы: другие карабины, полукольца и т.п. Зацепив карабин за мягкие элементы подвесной системы парашютист, предварительно убедившись что зацепление надёжно (т.е подергав карабин несколько раз), подаёт рукой знак выпускающему, после чего находящиеся на борту другие парашютисты втягивают зацепившегося в самолёт. В случае если попытки втянуть парашютиста в самолёт не удаются, из-за недостаточного количества людей на борту или по другим причинам, выпускающий дает отмашку зацепившемуся парашютисту показывая что втягивание неудалось. После это парашютисту из самолёта на другом фале спускается нож-стропорез.Приняв нож-стропорез парашютист в первую очередь отрезает его от того фала на котором он был спущен, с целью избежать в дальнейшем возможного пореза руки. После отрезания стропореза от фала парашютист отрезает (или отстёгивает) полученный ранее карабин(кошку). После чего начинает отрезать свободные концы подвесной системы. Обрезка свободных концов начинается с наименее натянутого (наиболе слабого, провисшего) свободного конца. Все действия стропорезом производятся рубящими движениями в направлении от себя. После того как парашютист отрезает крайний (четвертый) свободный конец он оказывается в свободном падении. Оказавшись в свободном падении парашютист выбрасывает нож, находит глазами кольцо запасного парашюта, берет его рукой выворачивает из кармана ранца, и выставив противоположную руку вбок, выдергивает кольцо на всю длинну руки вперёд от себя. При вводе в действие запасного парашюта желательно слегка откинуть назад голову и ноги. При спуске на запасном парашюте парашютист должен учитывать что скорость снижения на запасном парашюте превышает скорость снижения при спуске на основном а потому необходимо быть готовым к более жёсткому приземлению.

Отказ купола.

Отказы купола подразделяются на полный и частичный. Полный отказ подразумевает полное отсутствие купола над парашютистом после применения им вытяжного кольца в следствии невыхода парашюта.Как полный отказ можно так же рассматривать ситуацию в которой парашютист сам обрезал основной парашют ввиду зацепления за воздушное судно. Частичный отказ подразумевает ситуацию в которой купол основного парашюта выйдя из ранца оказывается повреждён и не в состоянии выполнять свои функции в полном обьёме необходимом для безопасного приземления. Разделение отказов купола на полный и частичный необходимо ввиду того, что при полном и частичном отказе основного парашюта действия парашютиста значительно отличаются а запасной парашют приводится в действие по разному.

Полный отказ купола и приведение в действие запасного парашюта. (Парашют Д-1-5У способ раскрытия принудительный, запасной парашют З-5 ручное раскрытие)

После отделения от воздушного судна парашютист, в обязательном порядке, начинает отсчёт: 501, 502, 503. подразумевая что сразу после произнесения 503 произойдёт динамический рывок говорящий об открытий основного парашюта.В случае если после проведения отсчёта до 503 динамического рывка не происходит это говорит от том, что купол парашюта не вышел из ранца т.е произошёл полный отказ. В этой ситуаций парашютист, не раздумывая, находит глазами кольцо запасного парашюта берётся за него, выворачивает из кармана ранца, и выставив противоположную руку в сторону, резко выдёргивает кольцо вперед от себя на всю длинну руки. Ноги при этом желательно отвести назад слегка согнув в коленях, также желательно закинуть назад голову чтобы избежать возможного пореза лица стропами запасного парашюта при выходе его из ранца. ВНИМАНИЕ! Выставление руки в сторону обязательно так как это устраняет вероятность падения парашютиста в строго горизонтальном полжении, что может привести к попаданию купола запасного парашюта в "затенение" препятствующее его раскрытию.

Частичный отказ купола и приведение в действие запасного парашюта (парашют Д-1-5У способ раскрытия принудительный, запасной парашют З-5 ручное раскрытие)

Частичный отказ купола при прыжках с парашютом Д-1-5У на полное принудительное раскрытие подразумевает три возможных варианта: Перехлёст (перехлест купола одной или несколькими стропами приводящий к его деформации). Обрыв строп (обрыв одной или нескольких строп). Порыв купола (порыв ткани основного купола размером от одного квадратного метра и более)

Перехлёст.

Произведя отсчёт: 501, 502, 503 и почуствовав динамический рывок парашютист поднимает голову вверх и осматривает купол, купол должен быть правильной круглой формы без порывов, перехлёстов и обрывов строп. В случае если при осмотре купола парашютист вместо правильной хорошо наполненной воздухом полусферы основного купола обнаруживает что он деформирован - то есть вместо правильной круглой, купол имеет имеет смятую полусферу разделённую на две или несколько частей перехлестнувшимися через него стропами, это говорит о перехлёсте купола основного парашюта. Перехлёсты купола подразделяются на лёгкий и глубокий. Лёгким перехлёстом считается неглубокий перехлест одной или несколькими стропами недалеко от края купола.Такой перехлест может быть устранен парашютистом путём сдергивания, для чего необходимо найти нужную стропу(или стропы) в месте её крепления к свободному концу и взявшись двумя руками с силой дернуть вниз, если потребуется то несколько раз. В случае если это не приводит к устранению перехлёста небоходимо ввести в действие запасной парашют. Глубокий перехлёст подразумевает перехлёст купола одной или несколькими стропами ближе к центру купола с глубоким (иногда более метра) разделением купола на несколько частей. Глубокий перехлест не может быть устранён парашютистом поэтому при обнаружении глубокого перехлеста парашютист незамедлительно приводит в действие запасной парашют.

видео-пример перехлеста основного парашюта Д-1-5У

 

Обрыв строп.

В случае если при осмотре купола парашютист обнаруживает обрыв одной или нескольких строп то он обязан действовать согласно нижеописанным ситуациям.

При обрыве от одной до трёх строп никакие действия не предпринимаются, снижение производится в штатном режиме.

При обрыве трех и более смежных строп вводится в действие запасной парашют. (смежные стропы это стропы закрепленные на одном свободном конце)

При обрыве от одной до пяти строп на разных свободных концах никакие действия не предпринимаются снижение проводится в штатном режиме.(к примеру на одном свободном конце обрыв одной стропы, на втором двух, и одной стропы на третьем или четвёртом)

При обрыве пяти или более строп в общей сложности приводится в действие запасной парашют.

Порыв купола.

Порыв купола то есть разрыв ткани купола до размеров делающих парашют неспособным осуществить безопасное приземление парашютиста. Парашют Д-1-5У не теряет своей устойчивости и управляемости при порыве до одного квадратного метра. В случае обнаружения порыва купола парашютист визуально определяет его размер.Если порыв купола не превышает одного квадратного метра то приземление производится в штатном режиме согласно инструкции. При порыве купола свыше одного квадратного метра (или нескольких порывов близких к квадратному метру) парашютист приводит в действие запасной парашют по схеме предусмотренной вводом запасного парашюта при частичном отказе. Определение размера порыва основного купола осуществляется следующим способом - весь купол парашюта Д-1-5У прошит хорошо видимыми усилительными лентами шириной 2см., которые делят площадь купола на множество секторов(квадратов) вслучае если порыв находится в одном секторе(квадрате), и не затрагивает усилительных лент с переходом в следующий сектор, размер порыва считается менее одного квадратного метра и приземление производится в штатном режиме. Если же порыв повредив ткань одного из секторов пересекает усилительную ленту и переходит на следующий сектор то размер этого порыва считается превышающим один квадратный метр и парашютист обязан привести в действие запасной парашют по схеме ввода запасного парашюта при частичном отказе.

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА ПРИ ЧАСТИЧНОМ ОТКАЗЕ (основной парашют Д-1-5У, запасной З-5)

Ввод в действие запасного парашюта при частичном отказе осуществляется следующим образом: Парашютист находит глазами кольцо и берёт его той рукой с какой стороны оно находится, в это же время ладонью другой руки парашютист прижимает к себе ранец запасного парашюта, после чего вывернув кольцо из кармана ранца парашютист резко выдергивает его вперёд от себя на всю длину руки с последующим отводом руки вниз к ноге. После этого кольцо выбрасывается. В результате расчековки ранца запасного парашюта клапана ранца, под воздействием ранцевых резинок, выскакивают из-под ладони парашютиста и под рукой у него оказывается сам купол запасного парашюта.Продолжая прижимать к себе запасной парашют парашютист заводит под него руку которой он выдергивал кольцо и, взяв таким образом запасной парашют двумя руками, бросает его вперёд и вверх под углом сорок пять градусов. ВНИМАНИЕ! Прежде чем бросить запасной парашют парашютист обязан определить наличие или отсутствие вращения.Как правило при частичном отказе основного купола происходит постоянное вращение парашютиста вдоль своей оси, в связи с чем запасной парашют должен быть брошен парашютистом исключительно в сторону вращения, чтобы исключить вероятность скручивания строп основного парашюта со стропами запасного.Бросать запасной парашют в сторону противоположную вращению категорически запрещено. При броске запасного парашюта ноги парашютиста должны быть согнуты в коленях и крепко сжаты чтобы исключить вероятность зацепления строп за ноги потому что купол запасного парашюта, при применении его в случае частичного отказа, как правило наполняется относительно медленно и часть строп выйдя из ранцевых резинок сначала провисает вниз и может опутать ноги парашютиста. Для ускорения наполнения купола запасного парашюта парашютист может помочь ему наполнится, самостоятельно освобождая стропы из ранцевых резинок и как-бы встряхивая их. В результате создающегося при этом натяжения строп купол запасного парашюта наполняется быстрее. При применении запасного парашюта в случае частичного отказа возможна ситуация при которой запасной парашют, после выбрасывания его парашютистом, не наполняется а просто лежит в воздухе, при этом никакие подергивания и потряхивания строп ничего не меняют. В такой ситуации парашютисту необходимо, сжав ноги согнуть их в коленях, стопы завести как можно сильнее под себя, и подняв колени на уровень пояса, за стропы подтянуть запасной парашют к себе. После чего на коленях свернуть его рулоном и снова бросить вперёд и вверх под углом 45 градусов, в сторону вращения. Если после этого парашют так же не наполняется действие следует повторить. Если же после двух-трех вбрасываний, либо при достижений высоты 150 метров, запасной парашют так и не наполнился, парашютист подтягивает его к себе, сворачивает, и зажав его между ног осуществляет приземление на основном парашюте. Ненаполнение запасного парашюта после нескольких вбрасываний говорит о малой скорости снижения парашютиста, что означает что купол основного парашюта даже в повреждённом состоянии выполняет свои функции в полном объеме обеспечивая безопасную скорость снижения для приземления. В этом случае парашютист, удерживая запасной парашют между ног, осуществляет приземление под куполом основного парашюта согласно инструкции по приземлению в штатной ситуации. При этом запасной парашют должен контролироваться и крепко удерживаться парашютистом до самого касания земли, чтобы исключить возможное выскальзывание и раскрытие запасного парашюта в неожиданный момент, или выскальзывание его назад между ног с последующим раскрытием за спиной, что может привести к изменению положения тела парашютиста почти до горизонтального, что в свою очередь неизбежно приведёт к травмированию. Однако если всё же случилась ситуация при которой запасной парашют освободившись проскользнул между ног парашютиста и раскрылся за его спиной, и парашютист оказался в горизонтальном положении, то парашютисту необходимо завести ладони между животом и стропами запасного парашюта и отжав стропы как можно дальше от себя, аккуратно, стараясь не зацепиться, перекинуть через них одну ногу, в результате чего запасной парашют окажется впереди а парашютист примет вертикальное положение. После чего снижение осуществляется под двумя куполами. На высоте купола запасного и основного парашютов имеют тенденцию к расхождению друг от друга что вводит тело парашютиста в наклонное положение близкое к горизонтальному, для исправления данной ситуации необходимо взявшись за свободные концы запасного парашюта подтянуть их к себе. У земли создается обратная ситуация при которой основной и запасной парашюты сходятся прижимаясь друг к другу, исправляется это путём отжатия от себя свободных концов запасного парашюта. ВНИМАНИЕ! Пользоваться стропами управления и пытаться разворачивать купол основного парашюта в случае снижения под двумя куполами запрещено, так как это может привести к скручиванию между собой строп основного и запасного парашютов с последующим их гашением или уменьшением площади что приведет к критическому увеличению скорости приземления.

Схождение в воздухе.(парашют Д-1-5У)

Схождением в воздухе называется ситуация в которой двое или более парашютистов сталкиваются с друг другом после открытия парашютов. Нахождение в опасной близости друг к другу могущее привести к подобному столкновению называется предпосылкой к данному особому случаю и обязано быть устранено парашютистом без промедления.

Предпосылки к схождению в воздухе и способы их устранения.

В случае если парашютист во время осмотра по сторонам обнаруживает в опасной близости от себя другого парашютиста он обязан незамедлительно принять меры для ухода в сторону с курса вероятного столкновения. Уход в сторону в данной ситуации осуществляется методом скольжения.

Метод скольжения.(уход в сторону с помощью натяжения свободных концов)

Для ухода в сторону методом скольжения парашютист берётся двумя руками за те свободные концы в какую сторону он хочет уйти, и с силой тянет их вниз насколько возможно, удерживая в таком положении пока не уйдет на безопасное расстояние с курса вероятного столкновения. Одновременно с натяжением свободных концов парашютист обязан голосом привлечь внимание того парашютиста с которым возникла угроза столкновения и отдать ему команду уходить в противоположную сторону.К примеру если второй парашютист двигается на первого прямо навстречу лицом к нему то первый берется руками за правые свободные концы, тянет их вниз, и отдает команду второму парашютисту уходить влево(тянуть левые свободные концы).Если второй парашютист надвигается на первого спиной к нему то первый парашютист натягивая правые свободные концы своей подвесной системы, отдаёт второму парашютисту команду также тянуть правые свободные концы(уходить вправо) поскольку в данном случае отсутствует эффект зеркала. В результате длительного натяжения выбранных парашютистами свободных концов край купола парашюта как бы заламывается вниз в сторону натяжения и парашют скользит вниз в этом направлении.То есть если парашютисту необходимо уйти вправо он натягивает правые свободные концы, если влево то левые, если вперёд то передние, если назад задние. Так же возможен уход в сторону по диагонали(наискосок), для этого двумя руками натягивается один свободный конец расположенный с той стороны в которую необходимо уйти.

Схождение в воздухе и действия парашютиста в данной ситуации.

В случае если при возникновении угрозы столкновения в воздухе попытки уйти в сторону методом скольжения не привели к желаемому результату и расстояние между сближающимися парашютистами сократилось до нескольких метров сделав столкновение неизбежным парашютист обязан:

1.Столкновение на одном уровне (по горизонту).

Если второй парашютист надвигается прямо по курсу примерно на одном уровне, то есть неизбежен удар друг об друга, парашютисту необходимо сжать ноги в коленях и закрыть лицо взявшись руками крест на крест за передние свободные концы, при этом тыльные стороны рук должны быть повернуты к лицу(венами вовнутрь),это уменьшит вероятность получения травм от экипировки или частей подвесной системы другого парашютиста. После столкновения парашютистам запрещено резко отталкиваться друг от друга пытаясь уйти в сторону, поскольку велика вероятность начала продолжительного раскачивания парашютистов под своими куполами с постепенным уходом вниз более тяжелого из них и попадания оказывающегося выше более легкого парашютиста в стропы первому.Поэтому парашютистам следует взяться за подвесные системы друг друга (предпочтительнее плечевые обхваты ближе к грудной перемычке) и продолжать снижение вдвоем, постоянно контролируя купола и приближение земли. Приземлятся следует также вместе не пытаясь отойти друг от друга непосредственно у земли так как раскачивание в этот момент с большой вероятностью приведет к травмированию. Задача обоих парашютистов при касании земли приземлится каждому на свои ноги, исключив вариант повисания одного человека на другом в результате чего сила удара приходящегося на ноги того парашютиста на котором будет висеть его товарищ значительно увеличится. Чтобы этого не произошло необходимо еще при снижении попытаться занять положение при котором стопы обоих парашютистов окажутся на одном уровне.

2.Столкновение на разных уровнях.(угроза попадания в стропы парашюта другого парашютиста с последующим гашением одного или обоих основных парашютов)

В случае если наступает угроза схождения в воздухе, в положении когда один из парашютистов приближается к другому на уровне строп его парашюта, и избежать схождения не удаётся, парашютист летящий в стропы парашюта своего товарища должен как можно шире расставить в стороны руки и ноги (положение звёздочка)как бы увеличивая площадь своего тела и уменьшая тем самым вероятность проскальзывания между строп приближающегося парашютиста и в момент контакта со стропами аккуратно оттолкнуться от них и сразу после отталкивания начать уход в сторону методом скольжения, путем натяжения задних свободных концов.Уход в сторону не прекращается до того момента пока расстояние между парашютистами не станет полностью безопасным исключающим возможность повторения ситуации. В случае если оттолкнутся и уйти в сторону не удалось и парашютист запутался в стропах парашюта другого парашютиста находящегося ниже и купол нижнего парашютиста начинает гаснуть(терять свою форму и наполняемость) верхний парашютист(попавший в стропы товарища) обязан взять несколько строп нижнего парашютиста и удерживать его до приземления осуществляя снижение вдвоем на своем парашюте. При этом для надежности лучше всего обмотать несколько раз стропы парашюта нижнего парашютиста вокруг ранца своего запасного парашюта. При приземлении нижнему парашютисту необходимо учитывать вероятность того что верхний парашютист может приземлится прямо на него, поэтому сразу по касании земли желательно отбежать или откатится в сторону от точки приземления. Если же верхний парашютист зафиксировав на себе стропы парашюта нижнего парашютиста обнаруживает, что и его(верхнего парашютиста) купол начинает гаснуть то верхний парашютист отдает команду нижнему парашютисту ввести в действие запасной парашют. Далее спуск обоих парашютистов происходит на запасном парашюте нижнего. В этой ситуации оба парашютиста должны быть готовы к жёсткому приземлению, сразу по касании земли желательно применение переката, для уменьшения силы удара.

3. Попадание на купол другого парашютиста.

В случае если при осмотре по сторонам парашютист, осматривая пространство под собой, обнаруживает, что снижается на купол другого парашютиста опускающегося под ним, он обязан начать уход методом скольжения в сторону ближайшего края купола нижнего парашютиста до полного ухода на безопасное расстояние, одновременно отдавая команду нижнему парашютисту уходить в противоположном направлении. Если же скорость ухода скольжением оказывается недостаточной и верхний парашютист касается ногами купола нижнего ближе к центру то он, не прекращая тянуть свободные концы в выбранную для ухода сторону, сразу с момента касания купола сбегает с него к ближайшему краю, то есть в ту же сторону в которую осуществлялся уход скольжением. Если касание ногами происходит у края купола то парашютист выставляет ноги вперед и соскальзывает с него после чего уходит методом скольжения на безопасное расстояние. Если же это не удается и верхний парашютист проваливается в купол и путается в стропах нижнего парашютиста то дальнейшие действия производятся, также как при схождении на разных уровнях с запутыванием в стропах, исходя из варианта развития ситуации.

видео-примеры попадания в купол другого парашютиста (присутствует ненормативная лексика)
ВДВ РФ парашют Д-10 ДШБ Казахстан парашют Д-6 действия и последствия
 

Попадание в восходящий/нисходящий поток.

Попадание в восходящий поток характеризуется остановкой снижения и зависанием парашютиста на одной высоте а зачастую и дополнительным набором высоты. При этом парашютист постепенно относится в сторону от подготовленной площадки. Время зависания в восходящем потоке может быть до нескольких десятков минут, а относ от аэродрома(площадки приземления) до нескольких десятков километров в самую неожиданную сторону, с последующим приземлением на различные препятствия оказавшиеся в точке приземления, что создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью парашютиста.Поэтому если парашютист во время снижения под куполом вдруг почувствовал остановку снижения он обязан визуально убедится попал ли он в восходящий поток или нет. Наиболее простым способом является оценка ситуации путём наблюдения за другими парашютистами, особенно за теми, что покинули воздушное судно несколько позднее, а так же за уровнем горизонта. Если при наблюдении за парашютистами, покинувшими самолет и открывшимися после него, парашютист обнаруживает, что они находятся намного ниже или уже приземлились,а уровень горизонта остается неподвижным или опускается то это ясно свидетельствует о том, что парашютист находится в восходящем потоке. В этой ситуации парашютист обязан осуществить выход из восходящего потока методом скольжения в любую сторону, выбрав наиболее безопасную точку приземления. Уход в строну методом скольжения осуществляется до того момента пока парашютист не почувствует начала снижения или не достигнет высоты 100-150 метров. После чего приземление проводится в штатном режиме согласно инструкции.

Попадание в нисходящий поток характеризуется неожиданно высокой скоростью снижения при нормально наполненном работающем куполе. Оно так же определяется по другим снижающимся рядом парашютистам. Если парашютисты покинувшие воздушное судно и открывшиеся намного раньше оказываются выше а уровень горизонта поднимается слишком быстро то это говорит о попадании в нисходящий поток, при котором парашютист снижается со скоростью небезопасной для нормального приземления. В такой ситуации парашютист приводит в действие запасной парашют способом применяемом в случае частичного отказа.

ПРИЗЕМЛЕНИЯ НА ПРЕПЯТСТВИЯ.(парашют Д-1-5У)

Наиболее вероятными препятствиями при приземления парашютиста являются:

Лесные массивы, отдельно стоящие деревья, столбы, линии электропередач, сложные рельефы местности(горы, овраги и т.п), водоёмы, различные здания и постройки, автотранспортные средства, ж.д. и авто-магистрали, взлетно-посадочные полосы а так же группы людей(парашютный старт).

При возникновении угрозы приземления на препятствия на высоте не позволяющей использовать стропы управления парашютист осуществляет уход в безопасную сторону методом скольжения. Если же попытки ухода в сторону не приводят к желаемому результату парашютист готовится к приземлению следующим способом:

Приземление на деревья.

При возникновении угрозы приземления на деревья парашютист закрывает лицо руками взявшись крест на крест за передние свободные концы,так чтобы тыльные стороны рук были повёрнуты к лицу(венами во внутрь).Ноги должны быть крепко сжаты, полусогнуты и выставлены чуть вперёд для того чтобы встретить ими возможное препятствие: крупные ветки, сучья и т.п. Такая поза сохраняется до полной остановки либо приземления. При зависании на дереве парашютисту прежде чем изменить позу необходимо убедится, что он крепко зафиксирован на дереве. Для этого оставаясь в прежнем группировочном положении парашютист несколько раз дёргает за передние свободные концы, продолжая при этом держать руки в положении крест накрест, венами во внутрь, прикрывая ими лицо, грудь и шею, на случай неожиданного падения вниз через ветки и сучья дерева. Ноги также продолжают оставаться сведенными вместе и полусогнутыми в коленях, а стопы расположены параллельно земле. Убедившись в надежной фиксации на дереве парашютист оценивает ситуацию и принимает решение на спуск.

Спуск на землю при зависании на деревьях.

Если высота зависания небольшая(до двух метров) парашютист усаживается как можно глубже в подвесной системе, расстёгивает последовательно грудную перемычку и ножные обхваты, освобождает одну руку из плечевых обхватов и держась обоими руками за лямки подвесной системы, аккуратно спускается на землю. ВНИМАНИЕ! Предварительное усаживание в подвесной системе и последовательность расстёгивания ножных обхватов и грудной перемычки выполняются неукоснительно, независимо от высоты зависания парашютиста! Несоблюдение этих требований может привести к случайному выскальзыванию парашютиста из подвесной системы и его гибели, при попадании нерасстёгнутой грудной перемычки под подбородок парашютиста, при отстёгнутых раньше ножных обхватах. Так же, в случае неглубокой посадки в подвесную систему, существует вероятность случайного выпадения из неё парашютиста головой вниз, после расстёгивания грудной перемычки при застёгнутых при этом ножных обхватах. При зависании на дереве на большой высоте парашютист предварительно усевшись как можно глубже в подвесной системе отстегивает от нее одну из сторон ранца запасного парашюта и выдергивает кольцо его ручного раскрытия, после того как купол запасного парашюта падает вниз парашютист освобождает из ранцевых резинок его стропы на всю имеющуюся длину(для З-5 6,5 метра).Убедившись что стропы освобождены полностью парашютист путём подергивания проверяет надежность оставшегося крепления ранца запасного парашюта к подвесной системе и, расстегнув последовательно грудную перемычку и ножные обхваты, спускается на землю по стропам запасного парашюта, держась за них так чтобы исключить возможность пореза или обжигания ладоней при быстром спуске т.е. на излом. ВНИМАНИЕ! Полное освобождение из ранцевых резинок строп запасного парашюта перед спуском по ним является обязательным, поскольку оставление в ранцевых резинках даже небольшой их длинны, во время спуска приведет к их внезапному резкому освобождению под весом парашютиста, и неизбежным, неконтролируемым падением человека на землю.

Приземление на столбы

Если на пути приземления парашютиста оказываются какие либо столбы или опоры а уйти от них путем скольжения не удаётся то парашютисту необходимо встретить столб стопами ног, для этого ноги должны быть крепко сжаты между собой и слегка согнуты в коленях а стопы слегка повёрнуты по оси вбок чтобы избежать возможности их расхождения в момент удара о столб и попадания его между ног. Если высота столба или опоры небольшая то после встречи препятствия таким способом парашютист приземляется в штатном режиме. При значительной высоте столба или опоры и столкновении с верхней их частью парашютист сразу после встречи препятствия стопами ног уходит методом скольжения в сторону или назад.

Приземление на ЛЭП (линии электропередач)

В случае если парашютист снижается на линию электропередач нужно всеми силами пытаться уйти в сторону методом скольжения, одновременно готовясь встретить провод стопами ног, ноги необходимо крепко сжать между собой а стопы развернуть перпендикулярно направлению проводов чтобы исключить возможность проскальзывания провода между ног парашютиста. При таком положении ног в момент контакта с проводом парашютист или соскальзывает с него вниз или провод рвется под весом парашютиста и происходит приземление. При этом парашютист держится руками за свободные концы подвесной системы и находится в сгруппированном положении вплоть до момента приземления, запрещено пытаться ухватится за какие либо провода или элементы опор оказавшиеся рядом так как это может привести к поражению электротоком. Если после приземления парашютиста его парашют оказывается повисшим на проводах, парашютист как можно быстрее снимает с себя подвесную систему и отбегает в сторону. Пытаться самостоятельно снять парашют с линии электропередач категорически запрещается. ВНИМАНИЕ! В задачу парашютиста ни в коем случае не входит обязательное попадание ногами в провод! Напротив он обязан всячески пытаться проскользнуть мимо или между проводов, а описываемое положение ног принимается для того чтобы уменьшить вероятность травм если контакт ног с проводом всё таки произойдет.)

Приземление на здания

При приземлении на здания или строения парашютист, при невозможности уйти от препятствия методом скольжения готовится к приземлению следующим образом:

1.Приземления на стену задания

При приближении к стене здания парашютист, держась руками за задние свободные концы, выставляет перед собой плотно сжатые ноги слегка согнув их в коленях, стопы ног при этом должны быть направлены прямо на стену так что бы встретить её всей площадью двух сжатых между собой стоп а не какой либо отдельной частью: кончиками пальцев, носком или пятками. В момент соприкосновения со стеной парашютист натягивает задние свободные концы подвесной системы и уходит от здания методом скольжения, если столкновение со стеной происходит близко краю здания то можно осуществлять уход скольжением в ту сторону, при соответствующем направлении ветра. В момент контакта со стеной не рекомендуется чересчур энергичное отталкивание от неё, так как это приведет к амплитудному раскачиванию парашютиста при котором возможно повторное столкновение со стеной здания.

2.Приземление в окно здания

Если при приближении к стене здания парашютист обнаруживает, что в точке его контакта со стеной находится в окно а уйти в сторону методом скольжения не удаётся то ему необходимо закрыть лицо и шею руками взявшись за передние свободные концы крест на крест венами во внутрь и выставить вперед сжатые, полусогнутые в коленях ноги. При наличии у окна центральной рамы необходимо целится стопами в нее слегка повернув стопы в бок как при приземлении на столб. В случае если рама окажется достаточно крепкой парашютист отталкивается от нее и уходит назад(или в сторону) методом скольжения. Если парашютист не попадает ногами в центральную раму либо рама ломается или отсутствует вовсе и парашютист разбив ногами стекло влетает в помещение то он должен сразу же одной или несколькими стропами зафиксировать свою подвесную систему за любой стационарный объект, например в несколько витков намотать стропы вокруг батареи, для того чтобы еще не погасший купол парашюта не успел вытащить его обратно из здания пока парашютист освобождается от подвесной системы. Фиксация стропами за стационарный объект перед снятием подвесной системы проводится обязательно! Высота здания и этаж на котором находится окно значения не имеют поскольку протаскивание парашютиста через разбитое окно, даже на первом этаже, с большой вероятность приведет к травмам от остающихся в раме осколков стекла, а при нахождении помещения на верхних этажах купол парашюта вытащив парашютиста из окна уже не сможет обеспечить ему безопасного приземления так как будет частично или полностью погашен.

3.Приземление на крышу здания

В случае если парашютист приземляется на крышу в центр или далеко от её края, то сразу после приземления ему необходимо зафиксироваться стропами парашюта за любой стационарный обьект, антенну, трубу и т.п и только после этого снимать с себя подвесную систему.Местонахождения таких стационарных объектов желательно установить визуально заранее еще на стадии приземления, что позволит значительно сократить время на фиксирование за них строп парашюта и уменьшит вероятность стаскивания парашютиста с крыши непогасшим куполом. В том случае если парашютист приземляется близко к краю крыши, и существует реальная угроза его стаскивания с крыши здания, то еще в процессе приземления, парашютист едва коснувшись ногами крыши немедленно сбегает с неё и прыгает вниз не позволяя куполу погаснуть, с дальнейшим уходом от здания путем скольжения.

УТОЧНЕНИЕ

С учётом того, что общая инструкция по правилам приземления при прыжках с парашютом Д-1-5У требует от начинающего парашютиста на высоте 50 метров занять положение на малый снос (против ветра) то в случае если парашютист обнаруживает препятствие после разворота на малый снос, а скорость ветра превышает горизонтальную скорость купола, в результате чего парашютист приближается к препятствию спиной, то ему необходимо выполнить разворот в подвесной системе, способом применяемым при осмотре по сторонам, и произвести приземление удерживаясь в таком положении стараясь встретить препятствие сведенными вместе стопами ног.

Приземление на водоём

Парашют Д-1-5У, благодаря своей конструкции и стропам управления, предусматривает выбор направления полета в нужную сторону, если этому не мешает направление и сила ветра. Поэтому если парашютист после раскрытия обнаруживает недалеко от возможной площадки приземления какой либо водоём он обязан используя эти возможности купола уйти от водоёма на безопасное расстояние. Однако если по каким либо причинам этого не удалось сделать ни с помощью строп управления на высоте, ни методом скольжения непосредственно у земли и попадание в водоем неизбежно то парашютист готовится к нему следующим образом: 1.Усаживается как можно глубже в подвесной системе. 2. Отстегивает ранец запасного парашюта от одной из сторон подвесной системы. 3.Отстёгивает последовательно грудную перемычку и ножные обхваты, соблюдая при этом осторожность, чтобы исключить случайное соскальзывание с круговой лямки и выпадение из подвесной системы. 4.Крепко берётся руками за задние свободные концы и ждёт касания с водой. ВНИМАНИЕ! Запрещается выпрыгивать из подвесной системы до соприкосновения с водой, так при визуальной оценке высоты над водной поверхностью возможна ошибка на десятки метров. 5. Как только ноги парашютиста касаются воды он делает прогиб(откидывает голову, руки и ноги назад) и выскользнув из подвесной системы, под водой, отплывает как можно дальше в сторону от курса приводнения(вправо или влево) что бы вынырнув не оказаться под куполом или в стропах своего парашюта. 6. Вынырнув на поверхность оценивает обстановку и плывёт к ближайшему берегу. 7. Если у парашютиста возникли проблемы с плаванием или берег находится далеко то до подхода помощи он может удерживаться на поверхности воды используя запасной парашют - запасной парашют З-5 в уложенном состоянии содержит между складками купола количество воздуха достаточное для использования его в качестве вспомогательного плавсредства до получаса включительно. Решив воспользоваться запасным парашютом парашютист должен соблюдать осторожность чтобы не запутаться в стропах и куполе основного парашюта находящихся рядом как на поверхности воды так и под водой.

Приземление на ВПП

При приземлении на взлётно-посадочную полосу аэродрома парашютист сразу после гашения купола, не теряя времени, берет купол парашюта и стропы в охапку и быстро(бегом) покидает ВВП. Уход осуществляется в сторону ближайшего края. Снятие с себя подвесной системы и укладка парашюта в переносную сумку осуществляется только после того как парашютист удалится от края ВВП на безопасное расстояние (не менее 15-20 м). ВНИМАНИЕ! Оперативное покидание ВПП осуществляется парашютистом в любом случае! Независимо от того видит он заходящие на посадку/взлёт самолёты или нет. При необходимости пересечь взлетно-посадочную полосу ВПП пересекается прямо перпендикулярно (под прямым углом). Пресечение ВПП  "наискосок","зигзагом" и т.п., запрещено.

Приземление на парашютный старт

При приземлении на парашютный старт где находятся другие парашютисты, а равно если в любой другой точке его приземления оказываются люди, парашютист громко несколько раз даёт команду "Воздух!" до тех пор пока находящиеся в точке приземления не покинут её.

Удачных и безопасных прыжков!


Статью подготовил Олег Русских. Караганда. Данная статья является собственностью сайта Парашютист.кз.  При копировании и перепечатке просьба указывать рабочую ссылку.