25 апреля 1984 года в Афганистане совершил свой подвиг командир звена истребителей-бомбардировщиков Су-17 Сергей Александрович СОКОЛОВ, Герой России.
Он выжил после тяжелейшего ранения. Инвалид с перебитыми ногами, списанный из боевой авиации «вчистую», Соколов не сдался и… продолжил летать!
А тогда, в апреле 1984-го, в ходе Панджшерской операции при выполнении задачи по уничтожению средств ПВО противника самолет Соколова был сбит зенитной ракетой «стингер». Летчик, приземлившись на парашюте, в течение часа вел бой с окружившими его боевиками. Уничтожив до 20 моджахедов, чудом вырвался из окружения.
Ветеран Афганской войны, известный поэт, полковник Виктор Верстаков так рассказал мне о подвиге Соколова:
— Старший лейтенант Соколов прибыл на афганскую авиабазу в Баграме на должность командира звена. 25 апреля 1984 года летчики получили задание уничтожить вражескую станцию по обнаружению воздушных целей. Соколов шел ведущим в боевой паре. Этот был 119-й боевой вылет Сергея. К тому времени у афганцев появились «стингеры», представлявшие смертельную опасность для летчика.
На высоте около 1200 метров зенитная ракета попала в самолет Соколова. Су-17 накренился, машина начала терять высоту, попытки прекратить вращение оканчивались неудачей. Тогда Сергей рванул ручку катапульты. Высоты не хватало, приземление произошло почти одновременно с раскрытием парашюта. Летчика спасло то, что он попал в пересохшее русло реки. Приземлившись, оказался в полном окружении. Более часа вел бой, израсходовал весь боезапас. Теряя сознание, выдернул чеку из последней гранаты и прижал ее к себе, не желая сдаваться в плен. В это время подошли наши вертолеты и отбили Сергея.
Врачи долго боролись за жизнь летчика. В полк сообщили, что он умер по пути в Ташкент. Но операцию Соколову успели сделать прямо в санитарном самолете. Пилот очнулся только через четверо суток.
Он перенес 12 операций, два с половиной года долечивался в госпиталях. Сергею пришлось учиться заново ходить. Но левая стопа, несмотря на бесконечную череду реабилитационных процедур, не двигалась. В 1985 году Соколова списали с летной работы.
Сергей сумел вернуться в строй. Более того, поступил на штурманский факультет Военно-воздушной академии имени Гагарина. В 1991 году Соколов приступил к парашютным прыжкам, а затем начал осваивать вертолеты Ми-2, Ми-8, самолеты Як-52, Ан-2, L-39 и, в конце концов, боевой истребитель МиГ-29.
— Получить официальный допуск к полетам в то время было практически невозможно, — вспоминает Соколов. — В кабину МиГа сел втихаря. Мне пошли навстречу люди, понимающие ситуацию. С ведома генерального конструктора и начальника Летно-исследовательской испытательной доводочной базы в паре с летчиком-испытателем Маратом Алыковым совершил контрольные, а потом и самостоятельные полеты на МиГ-29.
18 апреля 1994 года, в составе международной арктической экспедиции, Сергей Соколов первым в мире среди инвалидов совершил прыжок на парашюте на Северный полюс. Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1995 года за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении первого среди инвалидов мира прыжка с парашютом на Северный полюс и освоении авиационной техники Соколову Сергею Александровичу присвоено звание Герой Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» (№126).
— Раньше только читал о полюсе. А все-таки довелось прыгнуть в это «белое безмолвие». Сверху, с высоты 3500 метров, это удивительное место выглядит просто как большая льдина. Не каждому судьба позволит тут побывать,- рассказывает он.
Сегодня полковник Сергей Александрович Соколов живет в Москве, является членом Центрального совета РОСТО, а с 2006 года – президентом Федерации авиационных видов спорта Московской области.