Энциклопедия

— Василий  Иванович, смотри,  пумпырь летит!
— Петька, это  не пумпырь а дирижбамбель!
Энциклопию читать нужно!

КРАТКИЙ СБОРНИК ПАРАШЮТНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ.

——————————————————————————————————————————————

Авизент   (авиационный брезент) — ткань с очень плотным переплетением нитей,  используемая для изготовления парашютного снаряжения. Обладает великолепной прочностью на разрыв, удовлетворительным весом, малой чувствительностью к низким температурам, и хорошими водоотталкивающими свойствами. Различают два вида авизента: натуральный, имеющий в своём составе 100% хлопка, и синтетический (капроновый авизент) изготавливаемый из капроновых нитей.

Капроновый авизент наиболее часто применялся при изготовлении ранцев для парашютов типа Д-5 с.2   и камер стабилизирующих парашютов для них, а также ранцев запасных парашютов типа  З-5 и аналогичных им. Натуральный авизент использовался при изготовлении ранцев парашютов типа Д-1-5У, различных парашютных лямок, а также для пошива «мягких» парашютных шлемов (так называемый «танкистский» шлем). В последние годы авизент стал активно применяться при пошиве различного туристского снаряжения: курток, рюкзаков, палаток и т.п.

Альтиметр — см. высотомер парашютный.

Ан-2 — лёгкий многоцелевой транспортный самолёт  короткого взлёта и посадки. Самый большой в мире одномоторный биплан. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет выпускающийся уже более 60-ти лет. Первый полёт совершён 31 августа 1947 г. под рабочим названием СХ-1. Серийный выпуск начат в 1949 г.  на Киевском авиазаводе. Выпускался в СССР и Польше. Экспортировался в десятки стран мира, во многих из которых использовался не только как гражданский самолёт но и состоял на вооружении  ВВС.     В 1964 г. во время вьетнамской войны звено Ан-2, в ночной атаке, используя неуправляемые реактивные снаряды, потопило боевой корабль ВМФ Южного Вьетнама  класса корвет.  Ан-2, по советской лицензии, под другим названием, до сих пор выпускается в Китае. Всего выпущено около 18000 единиц.  Экипаж : 2 человека. Пассажировместимость: 12. Грузоподъёмность: 1500 кг. Длинна: 12.4 м. Размах верхнего крыла: 8.425 м. Крейсерская скорость: 180 км/ч. Практическая дальность: 990. Максимальный потолок: 4200 м. Самый распространённый самолёт в парашютных аэроклубах стран СНГ.     Прост, надёжен, неприхотлив. Летающие люди называют его Антоном или Аннушкой. Или просто  Ан-2.  А  нелетающие сухопутные обзывают «кукурузником».

Анемометр — прибор для определения силы ветра. Вещь без которой не обходится ни одна дропзона или аэродром.

АФФ (AFF) — программа  обучения прыжкам с парашютом. Аббревиатура от  английского  Accelerated  Free Fall — ускоренное обучение свободному падению.  Разработана в США но  очень быстро распространилась по всему миру. Отличительная особенность — индивидуальная работа со студентом одновременно двух или более инструкторов, в результате чего  достигается значительное уменьшение времени обучения, иногда всего до нескольких дней. Все прыжки  сразу выполняются с парашютом типа «крыло», и  с высоты 4000 метров. Однако благодаря этому серьезно возрастает стоимость, программа считается самой дорогой.   подробнее..

«Аэроград Коломна»  — Авиационно-технический спортивный клуб,базирующийся на аэродроме Коробчеево, Московской области, в 8 километрах от г.Коломна. Известен благодаря периодическому установлению на его базе рекордов России, Европы, и мира, в классе больших формаций.

Аэродром  — второй дом парашютиста.

Аэростат  (он же — воздушный шар) — летательный аппарат легче воздуха. Поднимающийся вверх за счёт наполнения  нагретым воздухом или газом матерчатой оболочки, обычно в виде шара, с закрепленной снизу корзиной или кабиной для пилотов и пассажиров. 

Аэротруба  аэродинамический тренажёр. Представляет собой вертикальную трубу с прозрачными стенами, в которую снизу,   с помощью мощного вентилятора, подаётся  поток воздуха скоростью до 250 км. в час, легко поднимающий  человека на высоту нескольких метров.   Используется для обучения парашютистов владению своим телом в свободном падении, и просто как аттракцион. В настоящее время в СНГ аэротренажеры имеются в Казахстане: в городах Алматы и Астана, и в России: в Москве, Санкт-Питербурге, Самаре, Новосибирске. Кроме этого существуют еще передвижные аэротренажеры на базе полуприцепов для большегрузных автомобилей, что позволяет перемещать их в различные города и населённые пункты, для разового или сезонного использования.

Байсерке — аэродром в нескольких километрах от г. Алматы (Казахстан) на котором осуществляются прыжки с парашютом.

Бейсджампинг ( BASE jumping) — прыжки с парашютом со стационарных объектов — мостов, высотных зданий, различных башен и телевышек, а также скал и утёсов.  В буквальном переводе  B.A.S.E — Building (здание). Antenna (антенна). Span (мост). Earth (земля). Самый опасный вид прыжков с парашютом, и любимое занятие парашютистов которых тошнит в самолётах.  =) Единственной страной мира где бейсджампинг разрешён официально является Малайзия.

Бейсер  — (он же бейсджампер)  ненормальный парашютист который прыгает с парашютом без самолёта.  =)

Берцы — высокие армейские ботинки из  плотной  грубой кожи, со шнурками, на невысокой  твёрдой подошве. Наиболее предпочтительная обувь для парашютиста-перворазника.

Бесконечная петля — способ связывания всех строп парашюта в единую «косу»,  для удобства его переноски в неуложенном состоянии или  для кратковременного хранения.

Биплан — самолёт с двумя несущими поверхностями (крыльями), как правило, расположенными друг над другом.

Бобышка 1. отрезок трубки, как правило из твердой пластмассы, около 4-5 см в длину и 3 см в диаметре, прикреплённый к основанию мягкой медузы или дрога, для удобства их извлечения из кармана парашютного ранца. 2. Ошибочное название клеванта (клеванты) — небольшого закруглённого  с обоих сторон пластмассового цилиндра, длинной около 7-8 см, как правило красного цвета, закрепленного на концах строп управления парашюта Д-1-5У для удобства захвата.

Боевой курс — отрезок маршрута  воздушного судна, в определённой точке которого будет производится выброска парашютистов.

Боевая укладка — (укладка на боевую) укладка парашюта непосредственно  для совершения прыжка.

БП (беспорядочное падение) — хаотичное падение, при котором парашютист не управляет своим телом,  и перестаёт контролировать уровень горизонта и своё положение относительно земли. Неумение выйти из «БП » может привести к  очень неприятным последствиям.

БСБД — BSBD —(Blue Sky Black Death — синее небо, чёрная смерть). Стандартное выражение сочувствия на  парашютных интернет-форумах при известии о гибели  незнакомого или малознакомого собрата по прыжкам. Зародилось скорее всего по аналогии с традиционной надписью — R.I.P. на надгробьях в англоязычных странах(rest in peace — «покойся с миром»). Фактически BSBD можно перевести как: Покойся с миром, брат, ты знал на что шёл. Ты был счастлив в небе и заплатил за это сполна.

Вертушка — вертолёт. Воздушное судно вертикального взлета и посадки, с расположением несущего винта горизонтально над летательным аппаратом. Уходящее буржуйское название — геликоптер(от фр.helecoptere). Первым документом в котором используется слово «вертолет»  является протокол собрания ОСОАВИАХИМа от 8-го февраля 1929 г.  считается что его авторство принадлежит советскому конструктору вертолётов Н.И. Камову объединившему слова «вертится» и «летает».          Для прыжков с парашютом в странах СНГ  наиболее часто используются вертолёты  Ми-8. Ми -17.

Вингсъют (wingsuit) — 1. специальный парашютный комбинезон напоминающий по форме белку-летягу или летучую мышь, позволяющий парашютисту лететь не только вниз но и вперед. Конструкция крыльев-перепонок между ног, рук и тела парашютиста изменяет направление набегающего потока создавая подъёмную силу и превращая вертикальное падение в горизонтальное движение (планирование). Продолжительность полёта до раскрытия парашюта может достигать  двух минут. 2Вингсьют —  одна из разновидностей прыжков с парашютом. Видео о вингсьюте тут.

Восходящий поток — масса воздуха поднимающаяся от земли благодаря прогреву земной поверхности. Попадание в восходящий поток позволяет парашютисту летать не только вниз но и вверх. Однако приземлятся всё равно придётся, но уже не туда куда планировалось, потому восходящие потоки  для парашютистов не очень приятное явление, хотя парапланеристы считают наоборот.

Вникудайвинг — мироощущение парашютиста в отрезке  времени от закрытия парашютного сезона до открытия нового. Производное от -плыть в никуда. (шут.)

ВПП взлётно-посадочная полоса.  Если при заходе на посадку пилоты самолёта видят приземлившегося на ВПП парашютиста то они почему-то сразу вспоминают его мать.

ВС  (воздушное судно) — тоже самое что летательный аппарат (ЛА) самолёт, вертолёт и пр.

Выпускающий — парашютист-инструктор отвечающий за выброску парашютистов непосредственно с борта воздушного судна. Его команды обязательны для всех парашютистов находящихся на борту. Даёт команду «Пошёл!» а при необходимости и пинка.  =)

Высота выброски —  высота  на которой парашютисты покидают воздушное судно. Обычная высота выброски для парашютистов  с парашютами типа «дуб»   800 — 1200 метров,  реже 1500-2200,  для парашютистов с парашютами типа «крыло»  1200 — 4000 метров.

Высота отделения  —  показания альтиметра в момент отделения парашютиста от воздушного судна.

Высота открытия  —  фактическая высота, на которой оказывается парашютист в момент окончательного наполнения основного купола.

Высота принятия решения  — высота на которой парашютист, в случае проблем с основным парашютом,  обязан принять решение либо на отцепку основного купола и введения в действие запасного, либо на продолжение спуска на том что есть. Чем ниже этой высоты парашютист примет необходимое решение тем больше вероятность  серьезных неприятностей.  Предельная высота принятия решения на отцепку основного парашюта и открытие «запаски» 600 м. Высота ввода в действие запасного парашюта без отцепки основного 300 м.

Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной.

Высотомер парашютный — он же «высотник»,  или альтиметр (от лат.altus  высоко).  Измерительный прибор предназначенный для контроля высоты. Подразделяются на визуальные (стрелочные либо электронные) которые крепятся как правило на руке парашютиста, и звуковые (так называемые пищалки) монтируемые в парашютный шлем. Незаменимый атрибут практически любого парашютиста, за исключением перворазников  и бейсджамперов.

Газыри — специальные матерчатые карманы камеры парашюта, для укладки строп в нужном порядке. В основном используются на парашютах типа Д-5 с.2 и Д-6.

Глиссада — прямая траектория полёта парашютиста при заходе на точку приземления. (применимо к парашютам типа «крыло» и парапланам.)

Грудная перемычка — лямка соединяющая между собой плечевые обхваты  для удержания парашютиста в подвесной системе.

«Груповуха»   вытри слюни и смотри групповая акробатика. =)

Групповая акробатика — одна из дисциплин парашютного спорта. Смысл групповой акробатики заключается в построении парашютистами различных фигур во время свободного падения… подробнее . Видео групповой акробатики можно посмотреть здесь.

Даунсайз — (downsizing— переход парашютиста на прыжки с парашютом крыло меньшей площади.

Двухконусный замок — механическое устройство  для открывания ранца парашюта. Применяется на парашютах Д-5,  Д-6,  Д-10,  Арбалет-2.

Динамический удар — быстрая остановка падения, за счёт раскрытия купола парашюта, ощущаемая парашютистом как резкий рывок.

Дирижабль — аэростат имеющий двигатель обеспечивающий ему собственную горизонтальную скорость. Что, в отличии от воздушного шара, позволяет ему движение в любом выбранном направлении, независимо от направления воздушных потоков. Внешне отличается от воздушного шара сигарообразной формой и размером.

Дрог — небольшой парашют, используется на тандем-системах для стабилизации падения. Также выполняет  функции вытяжного парашюта.

Дропзона (DZ) аэродром или другая площадка специально приспособленная для прыжков с парашютом  (от англ. drop zone — зона для прыжков).

Дуга — вид отказа основного парашюта. Как правило происходит из-за зацепления вытяжного парашюта (медузы) за какую нибудь деталь ранца либо  конечность парашютиста.

 «Дуб» — круглый десантный парашют типа Д-5. Д-6. Д-1-5У.Закрутка — скручивание между собой нескольких строп парашюта после его раскрытия, не позволяющее куполу наполнится и работать должным образом.

Замок отцепки
 
— специальное приспособление для немедленного отсоединения свободных концов парашюта от подвесной системы, в экстренных случаях.  См. замки ОСК, замки КЗУ.

Замок КЗУ — кольцевое замковое устройство.  Устройство для немедленной отцепки свободных концов основного парашюта в случае его отказа к нормальной работе и необходимости ввода в действие запасного парашюта. Представляет собой три металлических  кольца разного диаметра,  два из которых закреплены у основания свободных концов, а третье, самое большое, является часть подвесной системы. В точке их крепления кольца свободных концов продеваются в кольцо подвесной системы и зачековываются шпилькой соединённой с тросиком подушки отцепки. КЗУ пришло на смену замкам ОСК как  устройство которое, за счёт своей простоты, обеспечивает более надежную и быструю отцепку  основного парашюта в критических ситуациях.

Замок ОСК — замок отцепки свободных концов, механическое устройство предназначенное для немедленной отцепки свободных концов основного парашюта, в случае его отказа к нормальной работе и необходимости ввода в действие запасного парашюта. Применялось в парашютных системах типа УТ-15 и первых парашютах типа «крыло». Кроме того модификация замка ОСК — замок ОСК-Д  устанавливался на парашюты Д-6 и некоторые другие, для отцепки одного из свободных концов, с целью облегчения гашения купола, при сильном протаскивании после приземления. В настоящее время замки ОСК заменены на более простые и надёжные в эксплуатации замки КЗУ.

Запаска — запасной парашют, предназначенный для использования в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Затенение — 1. зона турбулентного потока позади быстро движущегося (падающего) тела. 2. Ситуация, когда вытяжной парашют попадает в турбулентную зону и не может ее самостоятельно покинуть, не выполняя тем самым свою функцию по раскрытию основного парашюта.

Затяжка — (тявочка) — капроновая тесьма с заостренными краями, применяемая для зачековки клапанов ранца парашюта.

Зачековка —
 фиксирование чего-либо специальным приспособлением. Например, фиксирование стянутых друг к другу клапанов ранца с помощью шпильки (или металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.

Звено ручного раскрытия — в просторечьи — «кольцо». Металлическое звено прямоугольной или круглой формы с прикреплённым к нему тросиком для раскрытия ранца парашюта.

КЗУ —  см. :  «Замок КЗУ».

«Классика»-  классический парашютизм , он же  парашютное двоеборье — вид парашютного спорта состоящий из двух дисциплин: прыжков на точность приземления и индивидуальной акробатики. подробнее..

Клевант- пластиковый или эбонитовый цилиндр со скругленными концами и поперечным сквозным отверстием в середине. Обычно красного цвета. Закреплен на концах строп управления для их фиксации в верхнем положении и удобства управления. В настоящее время вместо клевантов используются  мягкие петли.

Клеванта — тоже что клевант  (самка ).

Крыло — спортивный парашют с прямоугольной формой купола, отличающийся  от классического круглого парашюта меньшей площадью и значительно большими  аэродинамическими возможностями.

Купольная акробатика — вид парашютного спорта в котором группа парашютистов, после раскрытия парашютов, строит в воздухе различные фигуры(формации).

«Отказ» -нераскрытие парашюта. Отказы подразделяются на полные — в случае когда купол парашюта вообще не вышел из парашютного ранца, чехла или камеры, и частичные — когда купол выйдя из ранца/камеры, чехла/ не принял нужной для нормальной работы формы или оказался поврежден и не выполняет своих функций в объеме необходимом для безопасного приземления.
Самым страшным является «двойной отказ» — тоесть отказ и основного и запасного парашютов одновременно. Видео отказов можно посмотреть здесь.

«Отцепка» — действие выполняемое парашютистом в случае отказа основного парашюта, а также в случае непрекращающегося протаскивания при сильном ветре на приземлении. Заключается в отцепке парашютистом  свободных концов основного парашюта от подвесной системы.
Отцепка, при отказе основного парашюта, необходима для устранения возможных помех раскрытию запасного парашюта, которые могут создать  купол и стропы отказавшего основного. На приземлении отцепка  производится в том случае если парашютист не имеет возможности прекратить протаскивание, продолжение которого может привести к травмированию. Отцепка осуществляется с помощью специальных приспособлений — замков КЗУ., ОСК., ОСК-Д. Видео отцепок можно посмотреть здесь.

Релиз — («Подушка» отцепки) предназначена для отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа спереди на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает «подушку» отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает её. При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.

Риггер  — профессиональный укладчик парашютов, в зависимости от квалификации кроме укладки парашютов также может осуществлять мелкий ремонт парашютных техники.

«Стабилка»Стабилизирующий парашют — небольшой парашют являющийся неотьемлемой частью таких круглых десантных парашютов как Д-5 с.2, Д-6 и многих других а так же используемый в специальных парашютных системах типа «Лесник» и спортивных типа «Арбалет-2». После покидания парашютистом воздушного судна стабилизирующий парашют открывается первым и обеспечивает стабильное положения тела парашютиста до открытия основного парашюта, не позволяя сорваться в беспорядочное падение. Второй функцией стабилизирующего парашюта является стягивание камеры с купола основного парашюта для его раскрытия после открытия парашютного ранца.

ФАИ(FAI Fédération Aéronautique Internationale) Международная авиационная федерация —
международная организация содействия авиации и космонавтике.
Организация была основана как спортивная федерация в 1905 году. Сейчас объединяет авиационные организации около 100 стран. Штаб-квартира расположена в Лозанне(Швейцария). подробнее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

———————————————————————————————————————————————————————————-

Составитель Олег Русских. Все права принадлежат  сайту Парашютист.кз. При копировании и перепечатке ссылка обязательна.