Парашютный спорт, как и многие другие виды спорта, многогранен в своём разнообразии.
Ушли в прошлое времена когда парашютизм был милитаризован от подошвы армейских ботинок парашютиста до вершины его купола, и каждый прыгающий с парашютом был либо военным десантником, либо пилотом ВВС.
Несомненно именно военная направленность парашютизма, обеспечившая ему мощную финансовую и техническую поддержку государства, в свое время сослужила добрую службу для зарождения парашютного спорта как такового.
Но также несомненно и то, что в определенный момент, эта же военная направленность, и полная зависимость от государства в организационно-финансовых вопросах, превратилась в серьезный сдерживающий фактор.
Грубо говоря военным хватало всего одной дисциплины — дисциплины на точность приземления, поскольку парашютист рассматривался ими в исключительно как боец-десантник, основная задача которого — высадка и приземление в заданном районе для выполнения боевой задачи.
А такое направление как использование парашюта при спасении жизни пилотов вообще рассматривалась как необходимая но в общем второстепенная утилита.
Именно поэтому парашютизм долгое время при всей его массовости оставался достаточно ограниченным видом спорта.
Но жизнь идёт — всё меняется и примерно с начала 70-х годов прошлого века парашютный спорт начал постепенно выходить за узкие рамки военно-прикладных видов.
Сначала на западе, а после перестройки перестройки и на территории бывшего Советского Союза, стали появляться частные чисто гражданские парашютные клубы и организации, членам которых очень быстро наскучило просто прыгать с устаревающими неповоротливыми куполами в определённый квадрат, и тогда в помощь их буйным фантазиям пришли частные фирмы по производству парашютной техники, и как говорится, понеслось.
Выяснилось что в небе, до открытия купола, кроме привычных спиралей и сальто, можно вытворять просто чёрти что, в парашютный спорт пришёл кураж, пришёл драйв. Всего за пару десятков лет количество видов парашютного спорта увеличилось в разы.
На сегодняшний день в мире существуют и успешно развиваются такие виды как: классический парашютизм, групповая акробатика, купольная акробатика, парашютно-атлетическое многоборье, пара-ски, фристайл, фрифлай, скайсерфинг, свуп, бейсджампинг, прыжки в вингсьюте.
Не остаётся в стороне и Казахстан, парашютисты которого внимательно следят и стараются не отставать от современных веяний мирового парашютизма. Но всё же нужно заметить, что состояние любительского парашютного спорта в республике назвать динамично развивающимся довольно сложно, не смотря на то, что на фоне других центрально-азиатских стран СНГ, успехи парашютистов Казахстана выглядят довольно не плохо. Казахстанские парашютисты практически ежегодно входят в тройку призёров на различных мировых чемпионатах по парашютному спорту.
Однако призовые места завоёвываются в основном сборной командой Вооружённых Сил РК и как правило всего по двум дисциплинам: точность и купольная акробатика. Особых же успехов в других видах парашютизма пока не наблюдается. Более того многие, бурно развивающиеся в во всём мире, виды парашютного спорта в Казахстане просто отсутствуют. Это можно сказать как практически о всех видах артистического парашютизма — фрифлае, фристайле, скайдавинге, которых просто нет, так и о фингсьюте которым в республике занимается, точнее пытается заниматься, лишь пара человек.
К сожалению приходится констатировать, что поддержка парашютного спорта государственными структурами наиболее существенна только в радиусе Министерства обороны. Гражданские же парашютные организации, после того как вместе с СССР исчез и ДОСААФ, оказались предоставлены сами себе и реальной поддержки от каких либо гос.структур не имеют, что естественно отрицательно сказывается на уровне и динамике развития.
В виду отсутствия стороннего финансирования частные парашютные организации Казахстана, в основной массе, ограничиваются в своей деятельности банальным проведением, для всех желающих, платных прыжков, на устаревших, круглых парашютных системах, без продолжения дальнейшей работы по подготовке парашютистов-спортсменов. Вызвано это тем, что для подготовки хотя бы мало-мальски перспективного парашютиста-спортсмена, отвечающего требованиям современного парашютизма, необходимы значительные денежные суммы, которых эти организации не имеют. Плюс к этому отсутствует и сама мотивация к спортивно-тренерской работе. В результате количество молодых спортсменов, способных не только поддерживать но и улучшать уровень парашютизма в республике, катастрофически мало.
Но думается, что причиной такого положения является всё же не нежелание государства обеспечивать финансовую поддержку, а отсутствие в республике, сколь либо серьезных, частных или общественно-государственных парашютных структур республиканского уровня, способных организовать взаимодействие между парашютными федерациями и государством. Таким образом как бы не ясно какие, на что, и кому именно, нужно выделять средства и кто может правильно организовать их освоение, и контроль за эффективностью их использования.
Более того из-за отсутствия подобной структуры не происходит необходимого обмена опытом и информацией между существующими в республике федерациями и аэроклубами, что так же негативно сказывается на развитии парашютного спорта. Организация чемпионатов и соревнований ведется бессистемно и как правило не охватывает все имеющиеся в Казахстане парашютные организации.
Неясной остаётся и ситуация с классификацией парашютистов-спортсменов, поскольку морально устаревающие оценки уровня спортивного мастерства по разрядам, разработанным ещё в СССР, плохо увязываются с системой сертификации парашютистов по версии Международной Авиационной Федерации (FAI) которая в настоящее время является наиболее авторитетной парашютной организацией мира.
В таком же состоянии находится и нормативно-правовая база, регламентирующая организацию прыжков с парашютом в Республике Казахстан. Ярким примером тому является отсутствие единого РПП (руководство по проведению парашютных прыжков) которое считается главным документом любого парашютного аэроклуба.
Смешно сказать, но ещё буквально пару лет назад большинство частных парашютных организаций при осуществлении своей деятельности опиралось на РПП 2010 года, ДОСААФ Российской Федерации, поскольку в Казахстане не нашлось организации которая бы смогла не только разработать и утвердить в Комитете гражданской авиации РК единое РПП для всех парашютных организаций, но и, что самое главное, сумела бы найти достойную мотивацию для того чтобы все аэроклубы и федерации республики были согласны принять единые для всех нормативы и правила.
Если, к примеру, в Российской Федерации этим занимаются возрождённое ДОСААФ и Федерация парашютного спорта России, то в Казахстане практически никто.
Справедливости ради нужно отметить, что попытки создать подобный орган в Казахстане периодически предпринимаются. Так в Алматы в 1993 году была создана Ассоциация Легкомоторной Авиации Республики Казахстан (АЛАРК) одним из направлений деятельности которой задекларированно развитие парашютного спорта в РК, а в 2009 в Караганде зарегистрирована Ассоциация Федераций Парашютного Спорта Казахстана (АФПСК). Однако на сегодняшний день АФПСК практически прекратила свою деятельность, а попытки объединения парашютных организаций РК по крылом АЛАРК пока не принесли видимых результатов.
Виды парашютного спорта | Парашютные организации РК | Парашютисты Казахстана |
автор Олег Русских. статья является собственностью сайта http://parashutist.kz/ при копировании и перепечатке рабочая ссылка обязательна.