RSL, Skyhook или самоуверенность?

RSL, Skyhook или самоуверенность?

Интервью Dan Brodsky-Chenfeld (Основатель команды Arizona Airspeed)

В последнее время ведется много споров о том, следует ли опытным парашютистам использовать транзит. Эта дискуссия на самом деле длится уже на протяжении многих лет. В течение всей моей парашютной карьеры я не использовал транзит. Логика в том, что если бы мне пришлось отцепляться, и был бы только один парашют для отцепки, хотелось бы быть настолько стабильным и устойчивым, насколько это возможно перед раскрытием запаски. Все свои 25 отцепок я так и поступал, и это работало хорошо. Я всегда оказывался под моим запасным куполом на достаточной высоте.

Потеря друга

Пару лет назад я видел, как мой хороший друг, очень опытная парашютистка, с более чем 2000 прыжков, боролась с закруткой купола до 500 футов (150 метров) и потом отцепилась. Запасной купол так и не раскрылся. Я долго и упорно думал об этом. Пришло в голову, что за эти годы несколько раз случалось так, что после раскрытия основного я оказывался ниже допустимой высоты. К счастью, в этих случаях обходилось без отказов, но они легко могли бы быть.

Серия событий

Типичное сочетание проблем, вызывающих беспокойство: Многим знаком момент, когда бросив медузу немного ниже, чем Вы планировали, возникает задержка открытия, или, наоборот, жесткое открытие, потом отказ; Вы пытаетесь исправить ситуацию, захват рукой подушки отцепки занимает лишнюю секунду, и теперь Вы на высоте 1000 футов (300 метров) или ниже, и Вы отцепляетесь, падаете несколько секунд и только потом открываете запасной парашют.

Управление рисками

Я решил, что этот тип сценария более вероятный и рискованный, чем в случаях использования транзита и отцепки при закрутке основного купола, который мог бы затем, возможно, помешать открытию запасного купола. Транзит открывает запасной парашют так быстро, что это не должно быть проблемой. В случае со скайхуком, который лучше, чем транзит, Вы даже не успеете совершить неверные движения, прежде чем запасной парашют откроется. У меня было три отцепки со скайхуком, и это больше похоже просто на смену купола над головой. Я не почувствовал переход обратно в свободное падение даже на секунду. После рассмотрения всех различных сценариев я пришел к выводу, что иметь быстро раскрывшийся запасной парашют над головой — это самый важный момент.

Личный выбор

Каждый должен принять это решение для себя. Следует ли использовать скайхук или транзит даже опытному парашютисту? Лично я думаю, что преимущества намного перевешивают риски. Сегодня в обоих моих ранцах установлены Skyhook RSL, а я довольно опытный парашютист.

Что такое транзит?

Транзит (RSL – Reserve Static Line) – устройство, которое в результате отцепки основного купола вытягивает вытяжной трос, присоединенный к шпильке запасного парашюта, инициируя этим раскрытие запасного парашюта.

Один из вариантов транзита состоит из ленты (тонкого куска тесьмы), около 30 см длиной, с небольшим металлическим кольцом на одном конце и карабином с другой,

ТранзитТранзит

который соединяется с небольшим кольцом на одном из свободных концов (но не к КЗУ).

Транзит крепление на КЗУТранзит крепление к системе

Лента проходит под свободным концом запасного парашюта и иногда крепится там на липучку. Сквозь небольшое кольцо на другом конце транзита проходит вытяжной трос запасного парашюта.

Крепление транзита
Крепление транзит

В случае отцепки лента туго натягивается в тот момент, когда уходит отцепленный основной купол. Небольшое кольцо транзита тянет трос, выдергивая шпильку запасного парашюта, и начинает открытие запаски выпуском медузы.

Второй вариант транзита

Состоит так же из ленты длинной около 30 см, с карабином, который крепится к правому свободному концу с одной стороны и шпилькой зачековки запасного парашюта с другой.

ТранзитТранзит второй вариант

При таком варианте транзита кольцо запасного парашюта имеет строение отличное от классического.

Кольцо ПЗ
Кольцо ПЗ стандарт

На конце троса вместо шпильки находится петля,

Кольцо ПЗ

 

Кольцо ПЗ с петлей через которую продевается шпилька, находящаяся на транзите.

Крепление Skyhook
Крепление транзит второй вариант

ВНИМАНИЕ!
Транзит является резервным устройством, и не предназначен для замены ручного действия.

Как работает RSL

Оба этих варианта транзита могут быть укомплектованы приводом Collins Lanyar.
Привод Collins Lanyard был изобретен в конце 90-х годов, когда было зафиксировано большое количество предпосылок с обрывом свободных концов тандем систем, и нескольких несчастных случаев, произошедших при раскрытии ЗП транзитом в частично наполненный купол ОП (оставшийся висеть на одной паре СК).

Решением этой проблемы был привод, соединяющий правый СК, на который крепился транзит, и желтый трос, чекующий левый СК. Таким образом, в случае обрыва правого СК, к которому крепится транзит, он в любом случае отцепляет левый свободный конец, гарантируя раскрытие запасного парашюта в «чистое небо». Желтый трос, чекующий левый свободный конец, продевается в привод Collins Lanyard под воротником, где в гибком шланге привода отцепки ОП сделан разрыв.

Транзит

Collins Lanyard

Что такое Скайхук (Skyhook RSL)?

Стандартный RSL делает одну вещь. Он вытягивает шпильку запасного парашюта автоматически после отцепки. Skyhook RSL является передовой модификацией стандартного транзита и делает тоже самое, но идет еще дальше.

Транзит
Работа Skyhook RSL

А. Он автоматически отцепляет левый свободный конец (не RSL), если правый (RSL) свободный конец был отцеплен по любой возможной причине. Skyhook RSL обязательно комплектуется приводом Collins Lanyard

Б. Он использует отцепленный основной парашют как большой вытяжной, чтобы открыть запасной быстрее. После отцепки выход запаски из камеры запасного парашюта занимает 0,5-0,75 секунды в зависимости от его размера. Это происходит в три раза быстрее, чем у медузы запасного парашюта в одиночку. Если произошел полный отказ или сработал Ваш пиропатрон AAD, Skyhook-петля автоматически освобождается, и, следовательно, не делает ничего, что могло помешать нормальному раскрытию запасного парашюта.

Skyhook RSL является разновидностью MARD (Main Assisted Reserve Deployment – систем, использующих отцепленный основной купол в качестве «гигантского» вытяжного парашюта для значительного ускорения раскрытия ЗП).

Skyhook RSL Система состоит из четырех частей

  1. RSL Лента ( шириной 2-2,5 см.) с одной стороны с карабином, который подсоединяется к правому свободному концу, а с другой стороны находится привод Collins Lanyard.

  2. Белая вытяжная лента, с одного конца соединена с лентой RSL (с приводом Collins Lanyard ), а с другой стороны находится шпилька запасного парашюта.
  3. Красная Skyhook лента также соединяется с RSL лентой (крепится к приводу Collins Lanyard) с одного конца, а на другом имеет петлю крепления к Skyhook.
  4. Сам Skyhook, который пришивается к стреньге камеры запасного парашюта и представляет собой крючок, на который надевается красная Skyhook лента(фото 11). Форма скайхука направлена на то, чтобы медуза или отцепленный основной купол вытягивали камеру запасного парашюта. В случае полного отказа красная лента транзита выскальзывает из скайхука в процессе выхода медузы запасного парашюта.

Skyhook
Состав Skyhook RSL

ВАЖНО: Все эти элементы являются частью единой интегрированной системы: потянув за желтое ушко на карабине RSL и отсоединив его Skyhook RSL Система перестает работать.

ВАЖНО: Единственный вариант транзита, который может включать также скайхук — это тип, где лента транзита соединяется со шпилькой запасного парашюта, а вытяжной трос имеет кольцо или петлю, через которые шпилька проходит. Чтобы определить, что установлен скайхук, конец красной ленты, который идет от транзита к скайхук, будет виден в верхней части клапана.

ВНИМАНИЕ: Skyhook RSL является резервным устройством, не предназначен для замены ручного введения ЗП в действие.

SkyhookSkyhook

Механика работы:

  1. Активация транзита В случае отказа основного купола выдергивание подушки отцепки освобождает свободные концы купола, транзит тянет шпильку запасного парашюта, открывая клапаны

  2. Привод Collins Lanyard Дублирует действия парашютиста по отцепу второго свободного конца, вытягивая желтый трос отцепки
  3. Активация скайхука красная лента тянет скайхук и, следовательно, тянет за стреньгу камеры запасного парашюта, вытягивая ее с большой скоростью.

SkyhookСхематичный рисунок работы Skyhook

Развитие скайхук

Скайхук – детище Билла Буса, который также был изобретателем системы КЗУ. Видео выше прослеживает зарождение идеи Билла 30 лет назад, во время тестовых прыжков, снятых UPT(United Parachute Technologies); со всеми мыслимыми отказами Билл демонстрировал функциональность современного скайхука. В то время, когда видео было сделано, использовалось 1600 скайхуков. Сейчас их более 29 000 по всему миру, работающих без каких-либо проблем в случаях их применения.

Так же на данный момент есть множество аналогов, например система DRD (Direct Reserve Deployment) компании SWS, которая так же является системой типа MARD

Скайхук в действии

Реальные сценарии действия скайхука показаны в видео ниже. Существует гораздо больше интересных видео. И вы можете найти их самостоятельно в интернете.

Работа Skyhook взгляд от первого лица

Закрутки

В современных куполах в случае отказа возникают сильные закрутки, сопровождающиеся быстрой потерей высоты, что создает проблемы для парашютиста. Закрутка быстро отводит кровь от мозга, негативно влияя на координацию, способность мыслить, и на время реакции.

Купол с закруткой быстро теряет высоту; более 100 футов (30 метров) за оборот при умеренной загрузке и гораздо больше при высокой загрузке. В среднем это занимает 6–8 секунд от принятия решения и до выполнения отцепки основного купола. После отцепки основного купола восстановление устойчивого положения занимает в среднем шесть секунд, то есть 1,100 футов (335 метров). Дотянуться до подушки отцепки и кольца запасного парашюта во время быстрого вращения очень трудно в реальной чрезвычайной ситуации, и это почти невозможно смоделировать на земле.

Источник: РСЛ, Второй взгляд Дерек Томас & Bill Booth

Предотвращенные смерти

Рассмотрим USPA цифры: в период между 1999 и 2005, произошли следующие случаи с летальным исходом:

  • 14 парашютистов, прыгавших без транзита, погибли после отцепки основного купола и открытия запасного на слишком низкой высоте для того, чтобы полностью наполниться.
  • 5 парашютистов без транзита погибли после отцепки основного купола и дальнейшего не открытия их запасных парашютов.
  • 5 парашютистов без транзита погибли после отцепки основного парашюта и нестабильного открытия запасного парашюта, которое в результате привело к запутанности с куполом.

Транзит мог бы предотвратить большинство из этих 24 смертей, а скайхук предотвратил бы еще больше. В тот же период времени было только 4 гибели, связанные с транзитом (в связи с запутанностью в куполе). Все погибшие — студенты, имеющие менее 20 прыжков, при этом в 2 случаях запасные парашюты уже были запутаны в их основном куполе.

Источник РСЛ: Разделение фактов от вымысла Джим Крауч

Итог

Каждый парашютист должен сделать свой собственный выбор касательно данного оборудования. Скайхук или транзит оптимальны не для всех; например, воздушные операторы, скайсерферы, купольщики и экстремальные пилоты имеют свою специфику, не укладывающуюся в общие рамки. Но, безусловно, стоит задуматься о преимуществах более быстрого открытия запасного купола. Разница в высоте может быть вашей жизнью.

Article reproduced by permission of skydivemag.com

Материалы, использованные в статье skydivemag.com, unitedparachutetechnologies.com,sws.aero
Фото skydivemag.com sws.aero
Автор: Dan Brodsky-Chenfeld, SKYdiveMag, Lesley Gale