Воздухоплавание — полеты на аппаратах легче воздуха, как на неуправляемых безмоторных сферических аэростатах (воздушных шарах), так и на управляемых аэростатах-дирижаблях. Если не рассматривать полёты на аэростатах как самоцель для получения удовольствия от покорения неба, основной спортивной целью воздухоплавания являются: достижение максимальной продолжительности, высоты или дальности полёта.
Кроме того так называемые привязные (змейковые) аэростаты используются для проведения парашютных прыжков. А тандем воздухоплаватель плюс парашютист привел к появлению нового вида авиационного спорта — парабалунингу, в котором пилот воздушного шара и скайдайвер одновременно выполняют задачу попадания в цель на земле. Пилот — специальным грузом-маркером, а парашютист методом классического прыжка на точность только не из самолёта а из корзины аэростата.
Воздухоплавание является старейшим видом авиационного спорта. зародившимся ещё в середине девятнадцатого века, в те времена когда авиация только зарождалась, и многие учёные и конструкторы той эпохи даже отвергали идею аэропланов, видя будущий мировой воздушный флот именно как многообразие дирижаблей и других аэростатов различных модификаций.
Эта идея успешно существовала и продвигалась практически до начала двадцатого века, когда развитие дирижаблестроения уже позволило проводить регулярные пассажирские рейсы, в том числе и через Атлантический и Тихий океаны. Размеры жёстких дирижаблей начали превышать 200 метров в длину, а грузоподьёмность достигала 100 тонн, при этом некоторые дирижабли самой известной на тот момент фирмы Цеппелин развивали скорость до 135 километров в час и могли брать на борт 50 пассажиров и 40-45 членов экипажа.
Однако последовательные крушения в 1930 году британского, в 1933 году американского и в 1937 году немецкого пассажирских дирижаблей унесших жизни соответственно 48-ми, 73-х и 36-ти человек, окончательно поставили точку на использовании аэростатов как средства массовых воздушных перевозок, уступив эту нишу начинавшему бурно развиваться самолётостроению.
С тех пор воздухоплавание на аэростатах рассматривается большей часть человечества в основном как развлечение и спорт, самыми известными образами которых является слоган: Вокруг света на воздушном шаре.
В Казахстане на сегодняшний день известны две воздухоплавательные организации осуществляющие полёты на воздушных шарах. Находятся они в Алматы и Караганде. Более подробная информация о них здесь.
Подготовил Олег Русских, при перепечатке просьба указывать рабочую ссылку Парашютист.КЗ.