Дельтапланеризм — вид авиационного спорта с использованием дельтапланов — летательных аппаратов представляющих собой конструкцию в виде трех легких, как правило дюралюминиевых, труб соединённых в передней точке в виде треугольника и обтянутых прочной но легкой синтетической тканью. Две боковые трубы и задняя кромка ткани при виде сверху образуют треугольник.
Пилот дельтаплана располагается в специальной подвеске, первоначально позаимствованной от парашюта, зкреплённой на верёвке за центральную трубу, вблизи от центра аппарата. Руками пилот держится за трапецию — конструкцию из трёх труб,представляющую собой чаще всего треугольник с горизонтальным основанием, фиксируемую в пространстве растяжками — стальными тросиками диаметром в несколько миллиметров.
Управление полётом осуществляется путём перемещения пилотом своего тела относительно точки подвески. Взлёт и посадка производятся на собственные ноги.
Скорость современных дельтапланов составляет от 28 км/ч до 100—130 км/ч, а высота полёта может достигать 6 и более километров. Опытные пилоты дельтапланов могут держаться в воздухе многие часы, и преодолевать расстояния в сотни километров. Однако для этого требуется хорошая
физическая подготовка, так как управление дельтапланом требует значительных физических усилий.
Основное достоинство дельтаплана — простота конструкции, сочетающаяся с её достаточной жёсткостью, выдерживающей нагрузки от −3G до +6G. Благодаря этому дельтаплан дешевле планера и компактнее — для перевозки достаточно иметь автомобиль. В сложенном виде дельтаплан может уместится в чехол длиной 2 метра и диаметром 30-40 см. Вес современного дельтаплана в среднем 30-33 кг, хотя у разных моделей колеблется от 20 до 50 кг.
Невысокие полётные скорости (практически равные скоростям воздушных потоков) не позволяют эксплуатировать дельтапланы в сложных погодных условиях (ветер более 15 м/с, сильная турбулентность).
Основной способ набора высоты на дельтаплане в свободном полёте как и на других безмоторных ЛА — термическая активность.
Простота конструкции дельтаплана позволяют создать его даже в небольшой мастерской собственными силами. Но изготовлением спортивных и соревновательных крыльев,в которых применяются композитные материалы и новейшие конструкторские разработки,занимаются всего несколько компаний в мире.
Первые прообразы дельтапланов были изготовлены и испытаны немецким пионером авиации Отто Лилиенталем, погибшим 10 августа 1896 года в Берлине во время одного из полётов, однако после этого идея сверхлёгких летательных аппаратов была на некоторое время забыта.
В 1929 году в СССР рабочие ленинградского завода «Красный выборжец» построили «планер парусного типа» используя в качестве каркаса толстые бамбуковые шесты, к которым крепили крыло треугольной формы. Пилот располагался сверху крыла и управлял в полете треугольными полотнищами, закрепленными в передней части аппарата. «Дельтаплан» ленинградских рабочих показывал на испытаниях неплохие летные качества. При слабом ветре он набирал высоту 6 метров и держался в воздухе более 2,5 минуты, пролетая свыше 150 метров.
А в 1948 году в США американец польского происхождения Френсис Мелвин Рогалло подал заявку и в 1951 году получил патент на изобретение летательного аппарата под названием — «Змей Рогалло», крыло треугольной формы. Однако практически десять лет это изобретение никого особенно не интересовало до тех пор пока НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США) не объявило конкурс на лучшее средство приземления космических аппаратов. Рогалло принял в нем участие и победил. Его «змей», переименованный сотрудниками НАСА в «Крыло Рогалло», подвергся всесторонним проверкам. Его продували в аэродинамической трубе, сбрасывали с разных высот, буксировали за вертолетом с посадочным модулем космического аппарата «Джемини». Все подтверждало хорошие аэродинамические характеристики крыла, однако в конце концов из-за ненадежной работы системы раскрытия предпочтение было отдано обычному парашюту.
Казалось бы и в этот раз будущему дельтаплану вновь грозило забвение однако ситуацию изменили
австралийские воднолыжники которые увидели в нём возможность спортивного применения.
В 1962 году, стартуя с водных лыж, они начали буксировочные полеты на крыле за катером. Известен случай, когда один из спортсменов, разогнавшись за буксиром, набрал высоту более 300 метров. Буксировочные полеты на крыле Рогалло широко распространились по всему миру.
Вскоре спортсмены ввели важные усовершенствования в змей Рогалло — подвесное сиденье и треугольную рукоятку управления. Это облегчило положение пилота в полете и позволило ему
уверенно управлять аппаратом.
В мае 1971 года, на традиционной встрече воздухоплавателей, в Калифорнии, посвященной дню рождения Лилиенталя, встретились энтузиасты свободных и буксировочных полетов. На этой встрече были определены основные принципы дельтаплана в том виде, в каком мы его видим сейчас. 1971 год принят за дату рождения дельтаплана. Вскоре начались и полеты на нем. Считается, что первый старт с ног, с разбега совершил американец Д. Килборн. Ему же принадлежит и первый зафиксированный рекорд продолжительности полета, равный 1 часу 4 минутам, совершенного 6 сентября 1971 года в Калифорнии близ Сан-Хосе.
В тоже время (В 60-е годы) в Советском Союзе так же получают распространение буксировочные полеты на змеях за катером — своеобразные предвестники дельтапланеризма.
Началом же дельтапланеризма в СССР можно считать 1972-1973гг в эти годы начались полеты на дельтапланах в городах Черновцы, Красноярск, Москва, Ленинград и ряде других мест которые стали центрами зарождения нового вида спорта.
Именно в 1972 году начались свободные (не буксирные) полёты на дельтапланах, а 5-15 марта 1976
года в посёлке Славское Львовской области, на горе Тростян, был проведён первый всесоюзный слёт дельтапланеристов, который собрал 25 спортсменов из 11 городов России, Украины и Латвии.
Так же знаковыми событиеми дельтапланеризма в СССР явились: полет в январе 1974 года М. Гохберга с горы Чегет (3100 метров), и парение продолжительностью 2 часа 34 минуты летчика- испытателя С. Топтыгина в мае 1976 года в Крыму.
В декабре 1978 г. была создана Федерация дельтапланерного спорта (ФДС) СССР.
В 1981 г., в период с 21 сентября по 1 октября около г. Кызыла Тувинской АССР на горе Бом состоялся 1-й чемпионат СССР, в котором участвовало 40 спортсменов из 9 союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. Было разыграно 3 упражнения. Основная борьба за чемпионский титул разгорелась между украинским спортсменом Евгением Гриненко и россиянином Андреем Кареткиным. Гриненко выиграл упражнение «Полет по маршруту с посадкой в цель», а Кареткин — упражнение «Полет на максимальный облет двух вешек». В упражнении «Полет на дальность» Гриненко был 5-ым, а Кареткин 15-ым. Но в итоге чуть-чуть больше очков (373 против 362) оказалось у Кареткина и он стал первым чемпионом СССР.
Первый и единственный мировой рекорд достигнутый советскими дельтапланеристами был установлен украинским спортсменом, одним из пионеров дельтапланеризма в СССР, Анатолием Коркачем в 1987 г. на чемпионате СССР около г.Алма-Аты. В полете по 25-ти километровому треугольному маршруту он показал скорость 25,56 км/час
Первый чемпионат мира по дельтапланерному спорту состоялся в 1976 году в Австрии, в Кессене. Эмблема города Кессена стала международной эмблемой дельтапланеризма.
А годом рождения дельтапланеризма как вида спорта принято считать 1974 год — год когда при Международной федерации авиационных видов спорта (ФАИ) была создана комиссия по свободным
полетам, куда вошли национальные федерации дельтапланеризма многих стран.
Естественным продолжением развития дельтапланеризма явилось желание оснастить дельтаплан мотором, что привело к появлению мотодельтапланов, дельталетов и гидромотодельтапланов, однако данные летательные аппараты подпадают под несколько другую классификацию авиационных видов спорта.
В современном Казахстане наиболее активно полёты на дельтапланах проводятся в Алмааты (контакты)