В Казахстане основной программой по обучению начинающих спортсменов-парашютистов является классическая программа, которая неплохо зарекомендовала себя существуя уже не один десяток лет.
Программа появилась и формировалась одновременно с развитием парашютной техники.
Классическая программа подготовки состоит из следующих этапов :
Ознакомительный прыжок (первый);
Обучение правильному отделению от летательного аппарата;
Отработка правильного положения тела в свободном падении;
Контроль времени и высоты в свободном падении;
Закрепление навыков стабильного положения тела в свободном падении;
Управление телом в свободном падении, отработка фигур, и уверенного выхода из беспорядочного падения;
Отработка навыков своевременных и правильных действий по открытию основного парашюта;
Обучение управлению парашютом ( работе под куполом);
Ознакомление с основами работы на точность приземления;
Обучение действиям в особых случаях;
Изучение тактико-технических характеристик используемых парашютов;
Обучение укладке используемых парашютов.
Обучение проходит в составе группы.
В реальной жизни все это выглядит обычно так:
Первый прыжок:
Основой первого прыжка с парашютом является начальная наземная подготовка, то есть подготовка курсантов непосредственно на земле, в процессе которой инструктор знакомит вас с правилами поведения на аэродроме, рассказывает о форме одежды и обуви, и других необходимых “мелочах” которые потребуются вам для того что-бы ваш прыжок был не только как можно более безопасным но и комфортным.
После чего начинается непосредственно сам инструктаж в ходе которого вам рассказывают о том как проходит прыжок с парашютом в штатном режиме. Объясняется принцип действия и раскрытия парашюта после отделения парашютиста от летательного аппарата. Инструктаж проводится по принципу : Рассказ. Показ. Тренировка.То есть все те действия которые требуются от парашютиста во время выполнения прыжка ( а так же до и после него) инструктор демонстрирует курсантам на собственном примере с помощью тренажера, специальной подвесной системы, и учебного парашюта того типа на котором вам предстоит совершить прыжок.
На данном этапе вы узнаете о том как вести себя на “старте”, что делать и чего не делать на линии стартового осмотра, а так же о правилах посадки в самолёт, ну и самое главное – правилах его покидания, то есть непосредственно прыжка, что в инструкции называется отделением.
Следующим этапом данной части инструктажа будет рассказ о действиях парашютиста в воздухе, с момента отделения от летательного аппарата и до касания земли. Это так же будет сопровождаться показом всех действий на тренажёре. (в данном случае на учебной подвесной системе)
Ну и как завершение первой части вам будет разъяснены действия парашютиста при приземлении – касание с землёй, “гашение” купола и ваше триумфальное возвращение к месту старта.
.Во второй части инструктажа вам расскажут о тех нештатных ситуациях которые теоретически могут произойти с парашютистом во время прыжка. В общем о том про что не прыгавшие люди говорят: “парашют не раскрылся” а спортсмены-парашютисты называют особыми случаями, либо предпосылками к ним. Вы узнаете, что на самом деле шансов, что у парашютиста-перворазника не откроется парашют – один на десятки тысяч, а неприятности возможны скорее при приземлении, в том случае если человек грубо нарушит инструкцию. Но тем не менее инструктором вам будут рассказаны все возможные нештатные ситуации какие когда либо в истории парашютного спорта происходили с парашютистами прыгавшими на том типе парашюта на котором предстоит прыгать вам. Ну и само собой разумеется, вам подробно объяснят и покажут как из этих ситуации выйти.
В заключение вам будет предложено рассказать и отработать на тренажере всё то чему вас научили, и если инструктора посчитают, что знания усвоены вами в полном объёме то вам будет поставлен зачёт и всё…. дорога в небо для вас открыта! Однако это лишь самый первый шаг. Пойдёте ли вы дальше, вы узнаете лишь совершив прыжок.
Обычно, совершив первый прыжок с парашютом, около десяти процентов прыгнувших, тут же на аэродроме заявляют,что теперь они “влюблены в небо” и просят как можно скорее научить их прыгать на парашюте типа крыло. Но многолетняя практика показывает, что большая часть этих людей, как это ни печально, уже на следующий день забудет дорогу на аэродром.И все спортсмены и инструктора об этом знают. Поэтому не рассчитывайте на то, что после совершения вами первого прыжка они сразу и всерьез возьмутся за ваше обучение. Если вы действительно решите посвятить себя парашютному спорту вам потребуется некоторое упорство. На вас обратят внимание лишь после того как вы сделаете ещё два- три прыжка и если можно так выразиться “примелькаетесь” инструктору.
Вот тогда и начнётся для вас классическая программа обучения.
Первым шагом классической программы будет другой способ отделения (выхода из самолёта). Если до этого вы прыгали “под хвост” – то есть в буквальном смысле в сторону хвоста самолета, то теперь вам предстоит научиться отделяться “на мотор” – то есть лицом в сторону кабины пилотов. Изменится всё – и толчковая нога (теперь вам придется отталкиваться от борта правой ногой) и положение тела в момент отделения – вместо уже привычной вам группировки – “ноги вместе, руки на кольце” , отделиться от борта вы должны будете так чтобы ноги были раздвинуты на уровень плеч и слегка подогнуты назад а руки раскинуты в стороны и полусогнуты вверх, при этом удаляясь от самолета вы должны будете зафиксировать взглядом его дверь.
Если ваши действия и положение тела при отделении будут правильными то через несколько секунд вас положит на поток лицом вниз, что принципиально важно для дальнейшей отработки положения тела в свободном падении. Собственно именно от того как быстро вы научитесь сохранять правильное положение тела в свободном падении и зависит то как скоро вы сможете перейти на парашют типа “крыло”. Какое именно для этого потребуется количество прыжков вопрос индивидуальный – может быть 15-20 а может и намного больше. Многое зависит от частоты и интенсивности самих прыжков, так как при длительных перерывах (две недели и более) часто приходится начинать всё сначала, потому что после перерыва тело как бы “забывает” полученный опыт.
В нормальном режиме эта часть классической программы обычно выглядит примерно так:
1-й прыжок – ознакомительный. Способ отделения – “под хвост”. Тип парашюта: Д-5., Д-6., Д-1-5У. Способ раскрытия парашюта – принудительный (так называемая “полная принудка”)
Высота 850-950 метров.
2-й – 3-й прыжки – закрепление полученного опыта. Способ отделения – “под хвост”. Тип парашюта: Д-5., Д-6., Д-1-5У. Способ раскрытия парашюта – принудительный.
Высота 850-950 метров.
4-й – 5-й прыжки – отработка выхода “на мотор”. Способ отделения – “на мотор”. Тип парашюта – Д-1-5У. Способ раскрытия парашюта – принудительная расчековка ранца, со стягиванием чехла купола шаровым вытяжным парашютом – ШВП (или просто “шарик”). На парашютном сленге – “расчековка”.
Высота 850-950 метров.
Возможно, что этот этап не ограничится двумя-тремя прыжками а отнимет у вас немного больше времени. Всё будет зависеть от того как хорошо у вас будет получаться. Кроме того инструктором вам будут даны такие задания как имитация ручного раскрытия парашюта (раскрытие с помощью кольца), и фиксация взгляда на двери самолета при отделении. При правильном выполнении всех действий вы перейдёте на следующий уже более серьёзный и ответственный уровень – самостоятельное ручное открытие парашюта.
Обучение прыжкам с ручным раскрытием парашюта начинается с задания- 3 секунды. То есть с момента вашего отделения от борта воздушного судна до момента когда вы выдернете кольцо должно пройти ровно 3 секунды. Три секунды свободного падения, во время которых вы должны будете не только принять нужное положение тела, но и самостоятельно открыть свой парашют ориентируясь на счёт 501..502..503.. который вы обязаны начать в тот момент когда оттолкнётесь от борта.
В принципе три секунды это очень мало для того чтобы вы в полной мере научились контролировать свои действия при отделении. Основная задача в данном случае заключается в преодолении вами психологического барьера или проще говоря страха перед самостоятельным (ручным) раскрытием парашюта. Вы должны привыкнуть спокойно относится к тому, что теперь именно вы полностью отвечаете за благополучный исход вашего прыжка. Да и, говоря прямо, боятся особо нечего, поскольку на этом этапе и ваш основной и ваш запасной парашюты, в обязательном порядке, будут укомплектованы страхующими приборами ППК-У, каждый из которых будет настроен так чтобы в определённое время, либо на определённой высоте, открыть купол, если этого, по какой либо причине, не сделаете вы. Но не волнуйтесь – вы это сделаете. Хотя может быть и не с первого раза.
Далее вас ждут прыжки с задержкой раскрытия 5 секунд. При прыжках с заданием “5 секунд” высота на которой вы будете покидать воздушное судно будет увеличена с прежних 850-950 до 1100-1200 метров.
Основными целями прыжков с задержкой раскрытия 5 секунд являются:
Закрепление навыков правильного отделения от борта воздушного судна.
Выработка и закрепление навыков правильного положения тела в свободном падении и при открытии основного парашюта.
Отработка самостоятельного раскрытия основного парашюта с помощью звена ручного раскрытия (кольца).
Обучение парашютиста контролю времени и высоты.
Продолжение следует.
—————————————————————————————————————————————————————————
Автор Олег Русских.Караганда. Данная статья является собственностью сайта Парашютист.кз. При копировании и перепечатке ссылка обязательна.