Навыки пилотирования.

25 СПОСОБОВ СТАТЬ ЛУЧШИМ ПИЛОТОМ СВОЕГО ПАРАШЮТА.
(оригинал статьи – Алан Мартинес.
перевод  Игорь Макаренко. Днепропетровск.Украина.)

 Часть 1.

Многие завязывают с парашютным спортом из-за недостатка навыков пилотирования – страха получить травму либо разочарования от неудачных приземлений. Статистика показывает, что наиболее опасная часть прыжка с парашютом начинается в тот момент, когда парашютист уже находится под полностью рабочим куполом.
Но не позволяйте недостатку знаний или опыта удерживать вас от занятия любимым спортом – существует множество способов повысить вашу уверенность в себе и безопасность под куполом. Даже те парашютисты, которые соревнуются за медали и приводят в восторг народ, признаются, что и им есть еще чему поучиться.
Ниже приведен список простых вещей, следуя которым вы можете улучшить ваши навыки пилотирования купола. Список начинается с наиболее простых, базовых идей и постепенно становится более сложным. Поскольку некоторые упражнения могут представлять определенную опасность в случае неправильного их выполнения, пожалуйста, проконсультируйтесь со своим инструктором, прежде чем вы приступите и прежде чем пробовать что-либо незнакомое для вас. Откройтесь несколько раз «под хвостом» и потренируйте упражнения на большой высоте перед тем, как пробовать их у земли.1. Достаньте видео ваших приземлений
Нет лучшего способа в изучении того, что вы делаете (правильно или неправильно), чем посмотреть на себя со стороны. Попросите коллегу, укладчика или не прыгающего товарища снять три-четыре видео ваших приземлений на камеру.2. Занимайтесь у тренера по пилотированию
Поговорите со своими местными инструкторами и парашютистами, профессионально пилотирующими купола, или отправьтесь на аэродром, на котором есть парашютисты, которые бы помогли в изучении пилотирования. Вам не нужен лучший в мире ПИЛОТ купола – кто вам действительно нужен так это лучший в мире ИНСТРУКТОР по пилотированию. Поговорите со своими местными, узнайте, кто действительно хорошо преподает пилотирование, и начните с этого. Видео ваших предыдущих приземлений поможет вашему тренеру понять, с чего стоит начинать. Деньги, потраченные на обучение пилотированию у тренера, окупятся вдвойне.3. Оставайтесь в строю
Недостаточная регулярность прыжков – весьма частый виновник большинства травм и смертельных случаев под куполом. Нервничаете ли вы после пятимесячного перерыва в прыжках или нет, в действительности вы уже не так готовы к бесчисленным особым случаям и нештатным ситуациям, с которыми существует вероятность столкнуться. Прыгайте чаще, а когда восстанавливаетесь после долгого перерыва, повторите все хорошенько несколько раз.ОСНОВЫ
4. Тренируйте приемы жесткого приземления
Если вы – не действующий тренер или инструктор, или за плечами у вас нет опыта армейской парашютной подготовки, вам, вероятно, некоторое время не приходилось прибегать к приемам жесткого приземления (имеется в виду отечественный аналог PLF (parachute landing fall) – перекат). Но неизбежно наступит момент, когда вам придется кувыркаться по земле. Многие парашютисты верят, что остались целы после жестких приземлений именно благодаря умениям приземляться с перекатом. Сидя на земле с поломанной рукой или берцовой костью можно лишь сожалеть о том, что не посвятил времени перекату раньше. Вы можете тренироваться самостоятельно на земле, вам возможно даже захочется попрактиковаться этому во время прыжков.
Перекат осуществляется удержанием ваших рук внизу у бедер во время выполнения «подушки» на приземлении, предплечья должны быть прижаты к туловищу по бокам, ступни и колени – сведены вместе, ноги слегка согнуты в коленях непосредственно перед приземлением. Прижмите подбородок к груди. Когда ступни коснутся земли, наклонитесь в одну из сторон, чтобы перекатиться через бок. Сначала земли должны коснуться ступни, затем голень и бедро той же стороны тела. Продолжайте катиться через бок и в конечном итоге – по диагонали через спину. Продолжайте перекат, сколько будет необходимо для поглощения энергии на приземлении. В случае правильного выполнения, перекат не нанесет вреда и позволит избежать посещения травмпункта.5. Свал на клевантах
Перед тем, как изучить, насколько быстро может летать ваш купол, вы должны понять, насколько медленно он может летать. Многие чувствуют себя некомфортно, летая при втянутых клевантах, потому что купол может перейти в режим «свала», вновь возвращая вас в псевдо-свободное падение. Однако важно знать, насколько вы можете втянуть стропы управления, прежде чем купол «свалится». Если вам не удается «свалить» купол с помощью клевант, натяните еще одну пару перчаток или оберните стропы управления вокруг кистей. Наверняка поиск режима «свала» покажется довольно страшным занятием, но вычисление того, насколько медленно может летать купол, послужит вам весьма познавательным опытом. Узнайте у производителя характеристики вашего купола в отношении «свала», прежде чем упражняться в этом. Ввод в режим «свала» следует предпринимать достаточно высоко, по крайней мере, не ниже 800 метров.6. Свал на задних свободных концах
Это упражнение очень похоже на ввод купола в режим «свала» при помощи клевант, но на этот раз вы будете использовать задние свободные концы (далее – ЗСК). Стропы управления присоединены к задней кромке купола и фактически опускают хвост вниз до тех пор, пока не начнет меняться угол атаки купола (угол между хордой парашюта и направлением набегающего воздушного потока). В отличие от «свала» с помощью клевант, вводы ЗСК поддерживают ту же форму крыла парашюта, пока угол атаки не уменьшится до момента «свала». Повторюсь, вы просто пытаетесь овладеть «чувством» купола перед и в момент «свала» – вид, звук, характер ответа купола по сравнению с полетом на полной скорости. Производите «свал» не ниже 800 метров (у некоторых парашютистов может не хватить силы на это упражнение, особенно если они летают на больших по площади куполах с малой загрузкой).7. Поиск Sweet-Spot’а
У каждого современного парашюта есть так называемый sweet-spot (по факту – точка между началом подушки и торможением, пролет) – момент, когда втягивание клевант приводит к выравниванию купола, прекращению спуска и преобразует необходимое количество скорости в соответствующую подъемную силу. Sweet-spot будет разным для каждого отдельно взятого купола и для разной загрузки на одном и том же куполе. Эта точка также будет меняться в зависимости от начальной скорости парашюта. Начните с нахождения точки начала подушки с верхнего, нейтрального режима, без придания ему дополнительной скорости с помощью разворота или передних свободных концов. Существует три различных метода нахождения sweet spot’а, и для максимальной точности вам следует попробовать все три.
Первый метод заключается в контроле горизонта при плавном втягивании клевант. В тот момент, когда горизонт перестанет надвигаться на вас (или вы почувствуете, что больше не двигаетесь к нему), вы нашли свой sweet spot.
Суть второго метода состоит в анализе вашего маятникообразного перемещения во время втягивания клевант. На полном ходу парашюта ваше тело находится под куполом где-то между 3-м и 4-м рядами строп. По мере работы клевантами вниз, их положение, при котором вы окажетесь между 1-м и 2-м рядом строп, и будет положением sweet spot’а.
Третий метод, который следует использовать только при наличии достаточного запаса высоты и отсутствия других парашютистов в воздухе, заключается в том, чтобы, втягивая клеванты с закрытыми глазами, почувствовать, когда купол перестанет снижаться. Этот метод является самым пугающим, однако, и самым действенным в определении «подушки».
Во всех этих трех методах от вас потребуется одинаковая сила вводов клевант. Однажды определив sweet spot, запомните положение рук со стропами управления для дальнейшего использования. Чем лучше вы узнаете момент начала подушки и перехода купола в горизонтальный полет, тем больше секретов пилотирования купола могут вам открыться.8. Развороты задними свободными концами
Парашютист обязан уметь производить развороты при помощи ЗСК для присвоения категории «А» (по крайней мере – в Штатах), но многие забывают о них сразу после получения сертификата. Одной из причины, по которой парашютистов обучают разворотам на ЗСК, является эффективность их применения во избежание столкновений парашютистов под куполами непосредственно после раскрытия.
Усилие на один из ЗСК при зачекованных клевантах оказывает мощное действие, поскольку стропы управления и так тянут вниз хвост парашюта. И наоборот, усилие на один из ЗСК при расчекованных клевантах выпускает воздух из-под противоположной стороны купола, немного сгибая или наклоняя его.
Тренируйте развороты на ЗСК с зачекованными и расчекованными клевантами до тех пор, пока не запомните, какое усилие необходимо приложить для осуществления разворота на 90 градусов и в том, и в этом случае. Попытайтесь получить ответ купола на ввод, прилагая к ЗСК минимум усилий. Как только вы почувствуете себя достаточно комфортно, потренируйте полет под куполом по вашей обычной схеме, используя лишь ЗСК и прилагая минимально необходимые усилия для разворота. Возможно, окажется, что вам будет необходимо уменьшить высоты в точках маршрута (так как, используя ЗСК, вы теряете меньше высоты на разворотах) или же увеличить расстояния между точками в вашей схеме полета, оставив высоты без изменений.9. Развороты подвесной системой
Каждый пилот скоростного купола знает и использует возможность разворотов с помощью действия на подвесную систему парашюта, но большинство остальных парашютистов редко делают это осознанно. Однако, вы поймете, что по мере уменьшения площадей купола и увеличения загрузки, ваш парашют будет становиться все более и более чувствительным к действию парашютиста на подвесную систему, намеренному или нет. Полностью подвижные подвесные системы и купола-эллипсы еще больше усиливают этот эффект.
Попрактикуйте использование подвесной системы для совершения разворотов на 90 градусов точно так же, как и при помощи ЗСК – прилагая необходимый минимум усилий. Когда у вас получится, попробуйте выполнить заход на приземление, используя лишь вводы подвесной системой. Затем сравните, насколько это отличается от управления клевантами и даже – управления с помощью ЗСК.
Воздействием на подвесную систему производятся очень плавные и сбалансированные развороты, особенно – по сравнению с разворотами на клевантах. Ваш вес остается по центру под куполом на протяжении всего разворота, а форма крыла не нарушается, как это происходит, когда стропа управления или свободный конец тянет за какую-то часть купола. Узнайте, какое из этих действий или комбинаций действий даст наиболее эффективные развороты с минимальными вводом и потерей высоты.
Помните, что развороты с помощью подвесной системы увеличивают количество высоты, которую парашют теряет по мере продолжения разворота. Например, без приложения дополнительных усилий, вторая 90-градусная часть разворота на 180 градусов будет быстрее и круче, чем первая 90-градусная часть. Парашютистам следует начинать такие тренировки с разворотов менее 90 градусов и очень осторожно продвигаться вперед.10. Развороты из среднего режима
Развороты из среднего режима позволяют вам менять направление полета, незначительно теряя при этом высоту. Бывают случаи, когда этот способ оказывается более полезным, чем использование подвесной системы, ЗСК или клевант отдельно. Сначала найдите момент начала «подушки» и ограничьте свою вертикальную скорость. Далее, притормозив купол, зажмите одну клеванту еще больше или другую – немного отпустите, или же воспользуйтесь комбинацией и того, и другого для разворота. Когда разворот будет завершен, медленно верните купол в верхний режим. Изменение направления полета разворотом из среднего режима займет больше времени, чем обыкновенный разворот клевантой, а скорость разворота и вертикальная скорость будут ниже – помните об этом, когда рассчитываете применить разворот из среднего режима для избегания препятствий. Конечно, чем больше высоты у вас в запасе и чем более вы осмотрительны, тем больше вариантов действий в вашем распоряжении. Всегда планируйте свои действия наперед, чтобы быть уверенным – у вас достаточно места и достаточно высоты для любого маневра, к которому вы прибегаете.Часть 2.
РАБОТА НА ТОЧНОСТЬ11. Заход с торможением
Этот навык должен быть вам знаком, если вы занимались прыжками по студенческой программе в последнее десять лет, так как он является необходимым для получения сертификата категории «А». Под заходом с торможением подразумевается пребывание под куполом на протяжении всего или части захода на приземление («коробочки») не в верхнем, а в среднем, близком к нижнему режиме. Торможение купола клевантами изменяет его глиссаду – если вы встанете против ветра, это позволит куполу «сыпать вниз», так как перевод купола, к примеру, в средний режим замедляет горизонтальную скорость парашюта, не меняя при этом вертикальной. Поскольку вы уже тренировали свал купола с помощью клевант, вы должны знать, как предотвратить «сваливание» купола, и каков диапазон его управления.
Начните с полета при втянутых на 20-25 процентов стропах управления во время построения вашего обычного захода, сохраняя те же высоты, расстояния и поворотные точки. Встав по ветру, вы заметите, что относительно земли переместились больше и потеряли меньше высоты, чем в полете на полной скорости. И наоборот, встав против ветра, вы пролетите меньшее расстояние и с меньшей скоростью относительно земли по прямой перед приземлением, чем пролетели бы на полном ходу. Сила ветра и степень втягивания клевант дают вам большой диапазон траекторий глиссады, поэтому тренируйтесь больше и в разнообразных условиях.
По мере приближения к точке приземления медленно верните купол в верхний режим. Дайте куполу больше времени для разгона; должно пройти 8-10 секунд нормального полета до момента касания земли. Вскоре вы точно сможете предугадывать точку приземления, даже летая в торможении. Как только вы освоитесь, попробуйте условно уменьшить вашу площадку приземления или летать с более втянутыми клевантами (в целях безопасности вам, скорее всего, не захочется втягивать их больше половины хода). Чем больше вы втягиваете клеванты изначально, тем резче и быстрее купол начнет разгоняться, когда вы отпустите их, и вам следует быть готовыми действовать быстро и правильно. Нарабатывайте навыки постепенно на протяжении десятков прыжков, не забывая о 8-10 секундном зазоре для разгона купола перед осуществлением «подушки».12. Приземления с неполного хода
Этот навык, вместе с умением заходить на приземление с торможением, понадобится вам однажды в попытках примоститься под запасным парашютом на чей-то задний двор.
Тренируя приземления с неполного хода, втяните стропы управления на 20-25 процентов во время крайнего разворота и оставьте их в этом положении. Потребуется скорректировать высоту «подушки» и скорость на приземлении. Поскольку ваш парашют летит медленнее, он реагирует на вводы как больший по площади, менее поворотливый купол. Изначально тормозя купол на 20 процентов, сделайте «подушку» на 20 процентов выше и на 20 процентов энергичнее. (Эти цифры становятся более и более относительными по мере увеличения изначальной степени втянутости клевант.) «Подушка» при этом будет несколько «усеченной» (менее выраженной). Убедитесь, что хорошо прочувствовали этот маневр достаточное количество раз, прежде чем пробовать его у земли, но запомните, что без земли в качестве ориентира вам будет сложно представить себе, как в действительности будет происходить заход с торможением и «подушка» при реальном приземлении. Начинайте осторожно и приготовьтесь произвести перекат.13. Точность приземления
На тему точности приземления можно написать целую книгу, поэтому приведем лишь некоторые, наиболее важные моменты, которые следует знать. Прежде всего, если вы хотите улучшить точность своих приземлений, отработайте систему. В одинаковых метеоусловиях, на одном и том же парашюте, стройте заход по одной и той же схеме и смотрите, куда вы приземляетесь. Если приземления происходят вне желаемой точки (или вне площадки приземления), соответственно меняйте свою схему захода. Не меняйте высот в поворотных точках – измените точку начала «коробочки» и сдвиньте всю схему построения захода. Потребуются время и практика, прежде чем вы начнете понимать, как ваш купол ведет себя в различных погодных условиях – при сильном ветре, при слабом ветре, против и по ветру.
Другая техника, весьма полезная в случае возврата на площадку приземления издалека, заключается в контроле за определенной точкой на поверхности земли во время полета по прямой. Часть земной поверхности всегда будет визуально отдаляться (подниматься), а другая часть – приближаться (уходить под вас). Существует также точка между двумя предыдущими, которая визуально остается на месте – это и есть то место, куда вы приземлитесь, если не будете предпринимать ничего, что бы изменило траекторию глиссады. Если после «подушки» у вас длинный пролет, измените прилагаемую к клевантам или ЗСК силу, или наоборот позвольте куполу пролететь, тогда вы коснетесь земли за предполагаемой точкой приземления. Этот способ может помочь в определении угроз на приземлении (имеется в виду приземление на препятствия), и, используя свои навыки, вы сможете приземлиться до препятствия, после него, или уйти от него в сторону.14. Большие расстояния
Практически каждый парашютист с более чем десятком прыжков когда-нибудь испытывал на себе полет на большие расстояния. Наилучший порядок действий будет зависеть от поведения ветра и знания своего купола. Иногда один парашют при определенной загрузке пролетит большее расстояние, если парашютист немного притормозит его, в то время как другие парашюты пролетят дальше относительно земли при немного втянутых ЗСК, а третьи – проявят себя лучше на полном ходу. Еще больше усложняет ситуацию зависимость пройденного расстояния от направления ветра (летите ли вы по либо против ветра). Чтобы понять, какой режим купола наиболее оптимален для преодоления максимального расстояния, пробуйте разные варианты его управления в разных условиях. Особое внимание уделите тому, КАК меняется расстояние, которое может преодолеть купол, в зависимости от предпринимаемых вами действий.15. Согласованный разворот
Согласованный разворот, суть которого состоит в использовании массы тела для наклона в подвесной системе, когда вы смотрите в сторону разворота, повернув ваши бедра и туловище в том же направлении, и втягивая клеванту, позволяет добиться плавного и сбалансированного движения. Смотреть в сторону разворота следует не только из соображений безопасности, а и для фокусировки вашего зрительного и физического внимания на то место, куда вы собираетесь двигаться. Пусть это и не особо похоже на навыки точности пилотирования, вы будете удивлены, каким может оказаться эффект от такого разворота.
Чтобы произвести согласованный разворот, выровняйте голову, плечи и бедра в одну линию и наклонитесь в подвесной системе, изгибая ее так, чтобы переместить максимум вашего веса на соответствующую сторону перед и во время втягивания клевант или свободных концов.
Такая координация позволяет производить самые эффективные развороты и становится еще более важной, когда вы начинаете прыгать с меньшими по площади и более чувствительными парашютами. Вам, возможно, захочется использовать в дальнейшем более гибкие подвесные системы и ранцы (например, с кольцами на бедрах и грудной перемычке), чтобы усиливать развороты и улучшать общую летучесть купола.
Когда вы открылись, проверили работоспособность купола и определили свое местонахождение, можете попробовать послабить (но не расстегнуть!) грудную перемычку, что позволит шире разойтись свободным концам, а куполу – расправиться. Купол летает лучше, когда имеет форму крыла, а не форму дуги, вызванную стягиванием свободных концов тугой грудной перемычкой. Можете также попробовать заколлапсировать и зафиксировать слайдер. Коллапсирование слайдера уменьшает лобовое сопротивление и позволяет видеть купол лучше, а фиксирование слайдера (резинкой на ранце, например) позволяет шире разойтись свободным концам, а куполу – приобрести более плоскую форму.МАЛЫМИ ШАГАМИ
Всегда обсуждайте с вашим инструктором все то новое, что собираетесь пробовать в воздухе. Можете приступить к следующим упражнениям только после того, как начнете уверенно и хорошо приземляться против ветра. И если у вас возникает проблема – например, препятствие перед вами или слишком большая скорость у земли – вы должны помнить о том, что в конце вашего полета должно быть приземление. Хотя у вас не получиться произвести его точно и в равновесии, всегда доделывайте «подушку» и готовьтесь сделать перекат.16. Приземление под углом к ветру
Не стоит зарабатывать себе запрет на прыжки на вашем аэродроме, «подрезая» остальных парашютистов на приземлении; лучше откройтесь «под хвостом» или просто повыше, и предупредите всех парашютистов в вашем взлете, что вы намеренно собираетесь приземлиться под углом к ветру. Начните с приземления под небольшим углом, 30-45 градусов к направлению ветра. При таком приземлении потребуется сделать «подушку» практически как обычно, прилагая несколько большее постоянное усилие на ту часть купола, которая направлена против ветра. Можно также немного наклониться в ту сторону в подвесной системе.
При приземлении боком к ветру вы должны лететь так же параллельно земле, компенсируя действие ветра с одной из сторон. Необходимо найти то минимально необходимое усилие на клеванту, которое даст возможность лететь ровно у удерживать направление под постоянным углом к ветру. Чуть меньше усилия – и ветер начнет сносить вас, немного больше – и получите разворот во время «подушки». Сначала выполняйте эти упражнения при слабом ветре и лишь после того, как достаточно овладеете навыками таких приземлений, пробуйте приземляться под углом к ветру скоростью 4-5 метров в секунду.17. Приземление на склоны, слегка идущие вниз и вверх
Даже если ваш аэродром ровный и плоский, возможно когда-то вам придется приземляться на склон. Если вы тренируетесь приземляться лишь на плоскую, ровную поверхность, вам никогда не удастся улучшить свои навыки для дня, когда однажды вам придется приземляться ГДЕ-ТО на одном из «boogie». Попробуйте приземляться на слегка поднимающуюся или опускающуюся площадку, и в момент «подушки» – корректируйте вводы клевантами, чтобы приземлиться по касательной к меняющейся высоте. При приземлении на поднимающийся склон вам потребуется сделать «подушку» сильнее и, возможно, быстрее, для того, чтобы купол приобрел немного подъемной силы, а траектория полета соответствовала повышающейся поверхности. Если вы приземляетесь на склон в направлении спуска, «подушку» следует производить меньшим начальным усилием на клеванты и, возможно, медленнее, чтобы дать куполу продолжать снижение и подстроиться под профиль уходящей вниз поверхности.18. Приземление по ветру
Еще одним упражнением, которое потребует дополнительного пространства и осведомленность об упражнении всех парашютистов во взлете, является приземление по ветру. Причина тому – построение вашего захода на приземление навстречу остальным парашютистам, которая и обуславливает необходимость отсутствия какого-либо траффика в воздухе.
Начните тренировки с приземления в штиль и постепенно продвигайтесь к приземлениям в ветер силой 2-3 метра в секунду по мере наработки навыков пилотирования. Поскольку пролет в таких условиях будет быстрее и дальше, «подушку» следует делать более плавно, постепенно, с таким расчетом, чтобы не выжать из купола сразу всю подъемную силу. По мере торможения продолжайте втягивать клеванты на всю длину рук и пилотируйте купол до полной остановки. Не касайтесь ступнями земли как можно дольше. В зависимости от скорости, на которой произойдет касание с землей, вам придется либо пробежаться, либо проскользить чтобы остановиться. Поскольку велика вероятность получения травм при приземлении по ветру, выполняйте это упражнение особенно осторожно и будьте готовы к перекату в случае необходимости.
Приземление по ветру – довольно страшный опыт, но этот навык однажды может пригодиться в дни со слабым, изменчивым ветром, или во время приземления вне площадки, когда заход по ветру предпочтительней, чем низкий разворот в попытке избежать препятствий.19. Развороты в нижнем режиме
Применение разворотов в нижнем режиме оправдано в тех случаях, когда вам необходимо избежать столкновения с препятствием (норкой суслика или другим парашютистом) на приземлении в момент «подушки». И разница в том, получите ли вы пару-тройку переломов или будете на волосок от этого. Развороты в нижнем режиме это развороты в момент выполнения «подушки» на приземлении, и они весьма похожи на плоские развороты. Чтобы осуществить такой разворот, встаньте на прямую против ветра, а в момент «подушки» приложите больше усилия к одной из клевант чтобы изменить направление движения. Это упражнение требует опеределенной ловкости и лучше практиковать его под присмотром опытного тренера по пилотированию.
Начните с разворотов на 10 градусов и постепенно увеличивайте угол, пока не сможете безопасно осуществлять развороты в нижнем режиме на 45 градусов. Если вы будете выполнять этот маневр слишком резко, падений и перекатов не избежать; обучайтесь этому постепенно, и у вас в запасе будет этот полезный навык. Прежде чем выполнять это упражнение в непосредственной близости к земле, потренируйтесь в воздухе. И не забывайте применять ранее полученные навыки, такие как вводы подвесной системой, чтобы увеличить эффективность таких разворотов.Часть 3.
ПРОДОЛЖАТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!Переход к более сложным разворотам и вводам, таким как использование передних и задних свободных концов с последующими действиями клевантами, требуют работы инструктора и практики. Тренируйте каждый новый маневр и овладевайте соответствующими навыками в свободном от трафика пространстве и до высоты 800 метров.«Пищалка» и цифровой высотомер помогут вам понять сколько высоты вы теряете при совершении того или иного маневра. Помните о том, что во время полета клеванты все время необходимо плотно держать руками, особенно – при вводах свободными концами.
Высококлассные маневры требуют вводов свободными концами, а не клевантами. Втягивая клеванты, высококлассного разворота у вас не получится. Возможно, это звучит несколько противоречиво, но развороты на передних и задних свободных концах могут быть более безопасными и предсказуемыми, чем развороты на клевантах. Использование клевант приводит к увеличению лобового сопротивления с одной стороны купола, позволяя другой «перелетать» приторможенную сторону, в то время как последняя теряет скорость и, следовательно, маневренность. Это явление известно как торможение дифференциалом.
Единственным наиболее важным фактором для маневренности купола и качества «подушки» является его скорость (относительно воздуха). Разворот свободным концом увеличивает скорость купола и, следовательно, увеличивает его маневренность. Каждая часть купола продолжает лететь вперед во время разворота свободным концом, в то время как разворот клевантой оставляет зазор по времени, когда купол не настолько чувствителен к вводам. (Например, если вы быстро втяните клеванту а затем попытаетесь направить парашют в противоположном направлении, купол может ответить вяло или сорваться в закрутку строп. Но если вы попытаетесь совершить тот же маневр с помощью только ПСК либо ПСК, а затем – клевантой, вы будете продолжать контролировать направление парашюта и угол атаки).20. Приземление с помощью ЗСК
Приземление без использования клевант может показаться пугающим, но это – полезный навык. Поскольку купол склонен переходить в режим свала резче в случае выполнения «подушки» задними свободными концами, вам следует попробовать эти действия множество раз на большой высоте, прежде чем приземляться на ЗСК. Хотя таким способом можно приземлить большинство куполов, существует повышенный риск получить травмы в случае неправильного выполнения соответствующих действий. Проконсультируйтесь у опытного тренера по пилотированию, следует ли вам, основываясь на вашем опыте и выбранном типе парашюта, приземляться, используя ЗСК, или потренировать это упражнение на высоте. Помните, что с увеличением коэффициента загрузки купола увеличивается и скорость «свала». Чем больше загрузка, тем выше скорость, с которой вы будете двигаться у поверхности, когда купол окончательно «свалится» и вы упадете на землю.
Проделывая эти действия, будьте уверены в том, что достаточно крепко держите клеванты в руках, поскольку вам, возможно, потребуется использовать их для торможения. Стропы управления должны быть длинными настолько, чтобы вы могли держать клеванты в руках, не нарушая формы купола и не ограничивая возможности на произведение любого маневра. Отпустите клеванты, и катастрофа обеспечена.
«Подушка» при помощи клевант опускает заднюю часть купола и изменяет угол атаки, в то время как «подушка» задними свободными концами изменяет угол атаки, не меняя формы крыла. Диапазон действия ЗСК намного меньше, и они будут намного чувствительнее к вводам, чем клеванты. Купол не будет останавливаться так же быстро, как при использовании клевант. Другими словами, приземления станут более скоростными, и лучше пробовать их сначала при ветре в 3-4 метра в секунду.
Ввод ЗСК можно осуществить либо разводя их наружу, либо подтягивая их вниз. По мере угасания скорости, потребуется постепенно добавлять усилие на ЗСК для изменения угла атаки и приземления.21. Восстановление после низкого разворота
Это упражнение учит, как останавливать агрессивный нырок (условимся именно так называть английский эквивалент слова dive, потому что он отражает суть явления) чрезвычайно важный навык, которым необходимо овладеть, прежде чем начинать производить агрессивные нырки. Это упражнение, которое следует выполнять на достаточной высоте, является продолжением упражнения из программы подготовки парашютистов категории «А»: «Произведите максимально производительный разворот на 90 градусов клевантой, за которым немедленно следует разворот не менее 180 градусов в обратном направлении». Цель этого упражнения в программе подготовки – научить студентов пределам резких разворотов и избежать закрутки строп на малой высоте. Однако более опытные парашютисты с помощью этого упражнения могут научиться останавливать радикальный разворот, производимый клевантами или свободными концами.
Для того, чтобы отработать восстановление после низкого разворота, при достаточном запасе высоты и свободного места вокруг, введите парашют в мощный разворот на 90 градусов с помощью клеванты. Далее, втяните противоположную клеванту на половину, затем приложите дополнительные усилия к обеим клевантам. Другими словами, втяните одну клеванту, втяните вторую на ту же длину, а затем – втяните обе одинаково, останавливая вращение и минимизировав потерю высоты. Практикуйтесь в этом множество раз в чистом небе и на большой высоте. Вы поймете, что делаете упражнение правильно, когда почувствуете, как ножные обхваты «врезаются» в бедра.Парашютистам следует предпринимать попытки приземлений с предварительным разгоном лишь после получения соответствующих инструкций и интенсивной практики под наблюдением опытного тренера по пилотированию. Хотя инструктаж по технике пилотирования снижает уровень потенциальной опасности, риск получения травм или гибели при произведении высококлассных приземлений (имеются в виду приземления с предварительным разгоном с помощью разворотов) достаточно велик. Хотя у некоторых парашютистов присутствует желание научиться производить такие приземления, не существует требований, обязывающих какого-либо парашютиста их выполнять.22. Остановка разгона купола
Это упражнение призвано научить парашютиста восстановлению после маневра с помощью ПСК, поскольку скорость, задаваемая им, может быть опасной, особенно – вблизи земной поверхности. Вам необходимо научиться останавливать «нырок» при использовании передних свободных концов, прежде чем думать об использовании ПСК для приземления. Также запомните, что ни в коем случае нельзя дергать клеванту у земли, так как в этом случае вы лишь теряете контроль над куполом и рискуете получить травму или погибнуть.
Чтобы убедиться в умении восстановления после плохо выполненного маневра на ПСК, потренируйте это упражнение на большой высоте и при достаточном запасе свободного пространства вокруг: начните разворот на ПСК и прервите его с помощью обеих клевант. Ввод клевантами выведет купол из нырка практически мгновенно. После того, как научитесь выполнять это упражнение уверенно, продолжите экспериментировать, прилагая больше усилий то на клеванту с той же, то с противоположной стороны от направления разворота. Вероятно, вы поймете, что использование клевант соответствующим образом позволит контролировать и быстрый выход из нырка, и направление полета. Этот маневр может спасти вашу жизнь, если вы когда-нибудь начнете разворот слишком низко, и вам потребуется прервать его и выйти в горизонт.
Хотя использование ЗСК может помочь вам повернуть, сделать «подушку» или оптимизировать разворот, использование ЗСК не является безопасным или эффективным способом выйти из нырка.23. Подход с помощью обоих ПСК
Наиболее безопасным способом изучения приземления с помощью вводов ПСК является использование обоих передних свободных концов одновременно. Поскольку маневры с использованием одного из ПСК ускоряют вас по направлению к земле, изменяя угол наклона купола, может оказаться достаточно сложно приспособиться к меняющейся картине перед глазами и увеличивающейся скорости. Многие парашютисты приучены к взгляду через плечо на точку приземления во время выполнения захода, но резкое увеличение и вертикальной, и горизонтальной скоростей может быть дезориентирующим.
Хорошим способом добавления лишь одной новой переменной – скорости – является использование обоих ПСК. Использование вводов свободными концами на завершающем этапе захода на приземление сильно отличается по ощущениям от работы лишь клевантами. И чтобы овладеть использованием ПСК для контроля купола, необходимо много практики. Помните о необходимости жестко держать клеванты в руке во время выполнения указанного маневра. Начните с небольших вводов и постепенно их увеличивайте. Эти манипуляции потребуют терпения и практики.
Сначала попробуйте разгоняться с помощью ПСК на высоте выше 800 метров. Вы почувствуете то усилие, которое требуется приложить, и время, на протяжении которого купол будет сохранять такое положение, прежде чем усилие на ПСК возрастет настолько, чтобы вырвать свободные концы у вас из рук. Следует повторять эти манипуляции, используя высотомер, чтобы определить количество высоты, которую вы теряете во время каждого нырка на ПСК, прежде чем пробовать его на приземлении.
На приземлении втяните оба ПСК на 3-5 дюймов (7-12 сантиметров) на 3-5 секунд на высоте 90-120 метров, а затем плавно отпустите их в исходное положение. Вы можете как почувствовать, так и не почувствовать набранной скорости, вам даже может показаться, что парашют потерял скорость и вернулся к обычному полету. Если у купола на момент выполнения «подушки» все еще осталась дополнительная скорость, вы заметите, что она будет более мощной и отзывчивой.
По мере продвижения в обучении, запомните правило 3-5 дюймов и 3-5 секунд. Втягивание ПСК сильнее не поможет куполу разогнаться сильнее; вы лишь деформируете купол и ухудшите его аэродинамику. И возможно вам не удастся удерживать ПСК во втянутом положении более 3-5 секунд, потому что купол наберет слишком большую скорость и начнет самостоятельно выходить из нырка (это явление известно как естественная дуга восстановления). После многочисленных тренировок начните подстраивать высоту начала маневра на ПСК, но всегда помните о необходимости дать куполу несколько секунд нормального полета (без усилий на ПСК несколько секунд) перед приземлением. При попытке приземлиться, продолжая воздействовать на ПСК, вы вероятнее всего получите обширные повреждения.

24. Развороты на 90 градусов на ПСК
Парашютисты, которые рассматривают возможность изучения разворота на 90 градусов на ПСК для приземления, должны совершить не менее 200 прыжков, посвященных упражнениям по управлению куполом, и знать, как прерывать нырок. Более того, следует проконсультироваться у своего инструктора и помощника по безопасности и тренировкам с учетом особенностей в каждом конкретном случае. Вне зависимости от опыта парашютиста, следует предпринимать указанные маневры у земли, только используя достаточно опрыганый ним парашют, на аэродроме, который парашютист хорошо знает, в погодных условиях, комфортных для него, и в случае, если он прыгает регулярно.
Вначале практикуйте 90-градусные развороты на ПСК на высотах до 800 метров и при наличии свободного пространства. Вы обнаружите, что естественная дуга восстановления более выражена при вводе одним ПСК, чем при нырке обоими. Если окажется, что у вас не получается держать свободный конец втянутым долго настолько, чтобы произвести 90-градусный разворот, попробуйте вначале притормозить купол с помощью клевант, а затем потянуть за один ПСК – купол будет оставаться в маневре дольше (соответственно, потеряет больше высоты) и приобретет больше скорости. Контролируйте высоту по высотомеру чаще, чтобы установить, сколько высоты теряете при каждом маневре.
Начав изучение использования разворотов на 90 градусов для приземления, стройте свой заход повыше. Произведите разворот на прямую на 30-60 метров выше, чем обычно, плавно втягивая один ПСК на 3-5 дюймов. Не забывайте о необходимости держать клеванты в руках в этот момент. Купол наберет скорость и потеряет больше высоты, чем при развороте клевантой, поскольку парашют в этом случае летит более эффективно. Как только вы отпустите ПСК, скорость сразу начнет угасать, и через несколько секунд вернется к обычным показателям. При наличии остаточной скорости в момент приземления, «подушка» будет более мощной и выраженной. Если вы решите снизить высоту начала разворота, делайте это постепенно и плавно, и всегда рассчитывайте маневр, чтобы куполу хватило времени на полное восстановление после нырка.

25. Бесконтактная купольная групповая акробатика
Парашютистам следует выполнять это упражнение вне зоны аэродрома и намного выше 800 метров. Новички должны летать с более опытными коллегами, пилотирующими такой же купол с такой же загрузкой.
Начните работу в группе с отделения и введения в действие парашюта повыше, возможно – «под хвостом». Далее, один парашютист играет роль базы, в то время как другой пытается остаться рядом и на одном уровне. Затем база (ведущий) предпринимает разворот на клевантах, ЗСК или используя подвесную систему, а ведомый использует все возможные приводы для управления, чтобы продолжать лететь рядом. Вы лучше ознакомитесь с тем, как летает ваш купол.
Установите высоту разбежки, на которой вы прекратите работу. В КГА не рекомендуется производить попытки схождения ниже высоты 800 метров, и возможно, это ограничение по высоте в равной степени верно и для бесконтактной работы. Критически важно планировать свой прыжок и следовать плану во время его совершения – придерживайтесь выбранной роли либо ведущего, либо ведомого и ни при каких обстоятельствах не летите прямо друг на друга. Помните, что чем выше загрузка купола, тем большую горизонтальную скорость он развивает и тем быстрее он преодолевает расстояния; следите за расположением аэродрома и высотой, чтобы избежать приземления вне площадки.
Вам не нужно сталкиваться крайними секциями куполов, захватывать стропы ногами или ходить по верхней оболочке другого парашюта, чтобы выжать из этого упражнения все. Просто выполните его несколько раз с одним и тем же человеком, и попробуйте улучшить чистоту и плавность управления парашютом в отношении партнера. Этот вид КГА является одним из наиболее захватывающих вызывающих и полезных вещей, которые вы когда-либо попробуете в воздухе.

ДВИГАЯСЬ ДАЛЬШЕ
Цель этих упражнений и в развлечении, и в преодолении трудностей по мере продвижения в обучении. Найдите сведущего тренера по пилотированию. Практикуйте каждый новый маневр на большой высоте, пока не научитесь выполнять его легко и умело, прежде чем производить его у земли или переходить к следующему упражнению. Если вас что-либо смущает в упражнении или ваш тренер не советует выполнять отдельный маневр у земли, выбирайте безопасный путь.
Многие сосредотачивают внимание на аспекте свободного падения, но не на работе под куполом. Если вы уделите внимание обоим аспектам каждого прыжка, постепенно вы станете более талантливым и опытным парашютистом, чем раньше. Осознанно идите к цели и не бойтесь ничего нового!

_________________________________________________________________________________________________________________

(оригинал статьи – Алан Мартинес.  перевод  Игорь Макаренко. Днепропетровск.Украина.http://vk.com/bk4way)